Возраст и его влияние на уголовную ответственность
Установленный уголовным законом возраст является обязательным признаком субъекта преступления и это положение закреплено в ст. 20. УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК уголовной ответственности подлежит только лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего или более старшего возраста.
«Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267)», - определяется в ч. 2 ст. 20 УК.
Лицо, которое в момент совершения своего деяния не достигло возраста, предусмотренного уголовным законом, не является субъектом преступления и не подлежит уголовной ответственности. Уголовный закон исходит из признания того, что лишь с достижением 16-летнего (а за отдельные преступления - 14-летнего) возраста несовершеннолетний по общему правилу становится способным осознавать свое поведение, понимать общественную опасность совершенного деяния (действия или бездействия) и руководить им.
Критерии выбора именно данных минимальных возрастных границ для лиц, подлежащих уголовной ответственности, определяются, на наш взгляд, прежде всего накопленным опытом борьбы с преступностью, сложившимися в этой области традициями и обоснованы многолетней практикой применения уголовного закона на территории России.
Вместе с тем, законодатель учитывает, что переход от детства к отрочеству и от отрочества к юности, всегда индивидуален и зависит от особенностей личности субъекта и условий его жизни. Подтверждением этому и является новая норма, закрепленная в ч. 3 ст. 20 УК. В ней устанавливается, что «если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Многие авторы называют такое состояние своеобразной «возрастной невменяемостью»[2].
Возраст как признак субъекта преступления можно, на наш взгляд, определить следующим образом. Возраст есть юридически значимая фактическая продолжительность жизни лица с момента его рождения и до момента совершения преступления.
В каждом конкретном случае при расследовании преступления и в суде должен быть точно установлен возраст субъекта преступления. Установлению подлежит число, месяц и год рождения лица, подлежащего уголовной ответственности. Часы, минуты и секунды дня рождения лица, уголовно- правового значения при установлении возраста не имеют. Лицо считается достигшим возраста четырнадцать или шестнадцать лет с начала следующих за днем рождения суток. Поэтому, даже если фактически лицо совершает перечисленное в ч. 2 ст. 20 УК деяние уже будучи четырнадцатилетним (например, несовершеннолетний родился в 7.00 утра, а деяние совершил в день своего рождения поздно вечером, около 24.00 часов), оно все равно не подлежит уголовной ответственности, и только в ноль часов следующих за днем рождения суток субъект будет считаться достигшим четырнадцатилетнего (или шестнадцатилетнего) возраста.
Обычно возраст устанавливается на основе документов, удостоверяющих личность (паспорта, свидетельства о рождении и т.п.). При этом существует презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных документах. Однако, если будет установлено и доказано, что записи в документах не соответствуют действительной (фактической) дате рождения, то в силу опровержения данной презумпции возраст следует определять, исходя из фактической даты рождения субъекта (при условии достаточных доказательств, подтверждающих этот факт).
При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, целесообразно учитывать, что иногда может иметь место фальсификация несоответствия фактической даты рождения и даты, записанной в паспорте или свидетельстве о рождении.
Иногда документально определить возраст невозможно (документы отсутствуют, личность субъекта не установлена и т.п.). В таких случаях возраст устанавливается путем назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы.
Согласно сложившейся судебно-следственной практике лицо признается достигшим соответствующего возраста на основе принципа: «все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого». То есть, днем рождения лица, возраст которого определяется судебно-медицинской экспертизой, будет считаться последний день (31 декабря) года, названного экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет (например, в заключении называется предполагаемый возраст 15-17 лет), суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.[3]
В случае несовпадения часовых поясов места рождения и места совершения лицом преступления, начало следующих за днем рождения суток нужно определять по времени часового пояса места рождения, а не места совершения преступления, поскольку возраст - это хотя и юридически значимая, но все-таки фактическая продолжительность жизни лица. Конечно, такие ситуации возникают довольно редко, но их следует решать на основе принципа равенства всех граждан перед законом (ст. 4 УК).
В УК есть еще один возрастной признак, влияющий на пределы уголовной ответственности несовершеннолетних и мужчин пожилого возраста. Ст. 59 УК устанавливает, что смертная казнь не может быть назначена женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора судом шестидесятипятилетнего возраста (и старше).
Вместе с тем, действующее уголовное законодательство России верхние возрастные границы для лица, подлежащего уголовной ответственности, не устанавливает и практически безразлично относится к пожилому возрасту субъекта.