Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Контроль освоения дисциплины и оценивание уровня учебных достижений обучающегося осуществляется в виде текущего и промежуточного контроля в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся, Положением о создании фонда тестовых заданий и Положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ в НИУ «БелГУ».
В фонд оценочных средств входят все необходимые оценочные средства, используемые при обучении по дисциплине «Основы менеджмента» для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации.
Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме экзамена, либо в сочетании различных форм (тестирования, решения задач и пр.).
Примерный перечень вопросов, заданий, тестов для экзамена:
Вопросы к экзамену
1. Управление внутри организации.
2. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ .
3. Основные подходы к управлению.
4. Менеджмент и внешнее окружение организации.
5. Организационные структуры управления.
6. Умения, роли и качества менеджера.
7. Миссия организации. Значение формирования миссии организации.
8. Типы организационных систем по взаимодействию с внешней средой.
9. Типы организаций по взаимодействию с человеком.
10. Функциональная организационная структура.
11. Дивизиональная организационная структура.
12. Матричная организационная структура.
13. Новые типы организаций: эдхократическая, многомерная, партисипативная.
14. Личность человека в менеджменте.
15. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.
16. Ситуационное усиление поведения человека в организации. Виды компенсаций.
17. Коллективный труд. Экономические условия формирования коллективов.
18. Формирование и развитие трудового коллектива.
19. Формальные и неформальные коллективы.
20. Конформизм в коллективе.
21. Мотивация деятельности. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
22. Мотивация деятельности. Теория Клейтона Альдерфера.
23. Мотивация деятельности. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.
24. Мотивация деятельности. Теория двух факторов Фредерика Герцберга.
25. Мотивация деятельности. Теория ожидания.
26. Мотивация деятельности. Теория равенства.
27. Процесс установления организационных целей. Виды целей.
28. Теория постановки целей (С. Дж. Адамс).
29. Краткосрочные цели в сравнении с долгосрочными.
30. Управление по целям.
31. Система стратегического управления.
32. Анализ внешней среды организации.
33. Анализ внутренней среды организации.
34. Области выработки стратегий. Выбор стратегии.
35. Стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур управления.
36. Понятие и виды организационных культур.
37. Функции организационной культуры. Имидж организации.
38. Общее понятие и сущность коммуникаций.
39. Искусство общения. Ведение деловых бесед.
40. Организационные коммуникации.
41. Технология разработки и принятия управленческих решений.
42. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений.
43. Фредерик Уинслоу Тейлор и основы научного управления предприятием.
44. Управление персоналом предприятия
45. Оценка качеств лидера и социально-психологические показатели коллектива.
46. Управление стрессом.
47. Управленческое решение. Понятия. Виды.
48. Оценка стратегического состояния организации.
49. Управление работой с персоналом в организации.
50. Значение внешней среды: деловое и фоновое окружение.
51. Управление конфликтом.
52. Процесс развития и разрешения конфликта.
53. Социальная ответственность и этика менеджмента.
54. Функции менеджмент: контроль.
55. Функции менеджмент: планирование.
56. Стили руководства.
Пример тестовых заданий
по дисциплине«Менеджмент»
В каждом вопросе может быть несколько правильных, нейтральных и неправильных ответов. В любом из вопросов может не быть правильных ответов. В любом из вопросов может не быть неправильных ответов. Необходимо: отметить все правильные ответы и не отмечать неправильные. Можно отметить и нейтральные ответы, что не влияет на общий результат.
Эффективность управления персоналом согласно теории менеджмента можно измерить...
ü наличием задолженности по заработной плате
ü уровнем текучести кадров
ü стажем работы работника в организации
ü достижением поставленных целей
В теории менеджмента основными признаками стратегического планирования являются ...
ü охват - детальный
ü цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы
ü носитель идеи планирования - средний менеджмент
ü принципы - изменение окружающей обстановки
ü проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования
К направлениям повышения экономической эффективности деятельности предприятия с точки зрения менеджмента можно отнести...
ü автоматизацию производства
ü соблюдение нормы управляемости
ü повышение производительности труда
ü увеличение административного штата
Пример, деловая игра «Вступление в должность»
Обоснование ситуации
Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчинённых. Вступающему в должность, даже если он не назначен на неб, а избран коллективом или прошёл по конкурсу, предстоит ещё заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового руководителя.
С наибольшими сложностями сталкиваются при этом молодые, начинающие руководители. Они, как правило, ещё не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между личными контактами и деловым общением, иногда грешат самолюбованием, администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее сильным и сохраняется достаточно долго. Новому руководителю следует помнить, что состав и последовательность его действий должны определяться не только разработанной им стратегией работы коллектива, но и особенностями межличностных отношений.
Цели изучения ситуации
1. Изучение процедуры вхождения в должность руководителя.
2. Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность.
3. Оценка готовности занять должность руководителя.
4. Тренинг делового общения, ведения дискуссий, принятия решения.
5. Обучение моделированию процесса вхождения в должность.
6. Отработка типовых процедур знакомства руководителя с коллективом, разработка плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях.
Правила рассмотрения ситуации
1. Ситуацией управляет преподаватель.
2. Продолжительность работы - 4 часа.
3. Тематика для каждой команды определяется в зависимости от практической заинтересованности участников и рекомендации руководителя.
4. Докладчики (претенденты на должность) должны использовать интересные формы выступления (до 10 мин.), применять наглядные пособия,
5. Регламент выступлений и дискуссий (5—8 мин.) должен строго соблюдаться. Если материал новый, а форма его подачи оригинальна, можно продлить выступление. Если доклад и выступления неинтересны — прервать их.
6. Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом, чтобы кала активная дискуссия.
7. Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и деятельности команд.
8. Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число баллов, становится претендентом номер один.
9. Организатор в ходе игры может использовать дополнительные роли: оппонента, инициатора дискуссии, эксперта.