Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов

Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине

Номер раздела ОП Наименование тем ОП Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. Формы текущего контроля успеваемости
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы Иные виды Всего, час.
Работа с конспектами лекций Подготовка к занятиям семинарского типа Изучение и анализ рекомендованной литературы Самостоятельное освоение тем разделов Выполнение творческого задания Подготовка к компьютерным тестам Подготовка реферата Подготовка доклада Подготовка тезисов к публикации Участие в НИРС Выполнение курсовой работы/проекта Подготовка к сдаче промежуточной аттестации Выполнение выпускной квалификационной работы      
Эстетика как наука. Генезис, природа и сущность эстетического сознания; эстетическое отношение и деятельность; многообразие форм эстетической деятельности                             СД, УО
Прекрасное и безобразное, трагическое и комическое: в истории эстетической мысли, в жизни и в искусстве                             СД, СБС, УО
Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусства                         СД, УО, КНСП
Творчество и творческий процесс. Личность творца.Художественный образ, искусство как текст, язык искусства                       СД, УО, КНСП,СБС, ПД
Эстетика античного мира и Средних веков; эстетика эпохи Возрождения                         СД, ПЗРФ
Эстетика ХVII– нач.ХIХ вв. Классическая эстетика                         СД, ПЗРФ
Русская эстетическая мысль ХVIII-нач.ХХ вв.Современные эстетические теории                       СД, ПЗРФ, КР,СБС
Эстетизация внешности человека в культуре и окружающей среды и повседневных практик                       СД, ТЗ,СБС, ТСТ

5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю): *

Виды учебно-методического обеспечения(пособие, рекомендации, руководство и т.д.) Наименование Видиздания (печатное, электронное, представленное в сети)
Монография Гуманитарные проблемы современного общества: человек и общество: монография. Кн.25./ Е.В.Бодров, М.В.Добрынин, С.И.Иванов и др.-Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2015.- 250 с. Печатное
Учебник История культуры повседневности / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2016. 496 с. Печатное
Учебник Культурология: Учебник / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с. Печатное
Пособие Москвина И.К. Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу ТС: учебное пособие (вебинар) РТА ФПК электр.изд Электронное
Статья Москвина И.К. Информационно-коммуникативные технологии в коммерческом обороте культурных ценностей// Коммуникативные стратегии информационного общества: труды Международной научно-теоретической конференции, СПб.: Изд.Политехнич.ун-та, 2013- 398 с Печатное
Статья Москвина И.К. Культурные ценности в контексте становления национальной идентичности: к вопросу о многообразии подходов// Евразийский союз ученых (ЕСУ). ежемесячный научный журнал, №5, ч.7 Москва, 2014 Печатное
Учебник Москвина И.К. Культурные ценности: таможенный аспект идентификации и регулирования перемещения. Санкт-Петербург: : Издательство Российской таможенной академии, 2015. – 145 с. Печатное
Статья Москвина И.К. Проблема категоризации в совершенствовании системы защиты культурных ценностей// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – ISSN 2412-0510. 516 с. Печатное
Статья Москвина И.К. Совершенствование государственного контроля культурных ценностей: опыт России и Финляндии// Научное мнение. Научный журнал/Санкт-Петербургский университетский консорциум.- Санкт-Петербург.- 2014. - №7.- 347 с. Печатное
Статья Москвина И.К. Теоретические основы экспертизы культурных ценностей// Международный научный институт “Edukato”Ежемесячный научный журнал. №6 (13)/ 2015. Часть 4 Печатное
Статья Москвина И.К. Традиции воспитания российской элиты как культурная ценность//Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-17 апреля 2013 года). Под общ. редакцией Иваненкова С.П. - СПб, ООО "Архей", 2013, 212 с. РИНЦ Печатное
Статья Москвина И.К. Экспертная деятельность как элемент системы охраны культурных ценностей и культурного наследия// Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. №5(10)/2015. Ч.4 Печатное

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компетенция или ее компонент Вид контроля Критерии оценивания Показатели уровня сформированности компетенций на различных этапах их формирования (знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся) Средства и технологии оценки уровней сформированности компетенций
Минимальный уровень Базовый уровень Высокий уровень
способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1) Текущий контроль Когнитивный имеет представление об особенностях эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства объясняет особенности эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства выделяет специфику эстетического и художественного освоения мира, эстетической и художественной культуры, искусства ТЗ
Деятельностный владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных или учебных задач. владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умеет его использовать в постановке и решении профессиональных или научных задач. безупречно владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умеет его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных или научных задач СД, УО
Мотивационный обладает низкой степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки обладает достаточной степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки обладает высокой степенью стремления к обретению новых знаний и их достоверной оценки СБС
способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и смежных областях (видах искусства) (ОК-2) Текущий контроль Когнитивный воспроизводит основные факты, идеи при работе специальной и научно-популярной литературой устанавливает связи между идеями, теориями, данными при работе со специальной и научно-популярной литературой оценивает корректность информации в специальной и научно-популярной литературе ТЗ, ПЗРФ
Деятельностный под руководством преподавателя и по образцу применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях под руководством преподавателя применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях самостоятельно применяет современные информационные технологии и программные средства для решения научных и профессиональных задач при работе с разнообразными источниками в сфере музыкального искусства и смежных областях КР, ТЗ, ПД
Мотивационный эпизодически проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой систематически проявляет организованность, дисциплинированность при работе со специальной литературой УО, КР, ПД
способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3) Текущий контроль Когнитивный имеет представление о роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов раскрывает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов осмысливает и оценивает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов УО, СД, КР
способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3) Текущий контроль Когнитивный имеет представление о роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов раскрывает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов осмысливает и оценивает роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой содержание основных теоретических положений эстетики, ее исторических этапов развития и основных текстов УО, СД, КР
Деятельностный имеет представление о проявлении эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы под руководством преподавателя выявляет эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы самостоятельно выявляет эстетические чувства в процессе материально-предметного, социально обусловленного преобразования и освоения человеком пространственно-временного континуума в объективно-природной реальности и мире «второй природы ПД, ПЗРФ
Мотивационный предъявляет неадекватные требования к собственным достижениям   предъявляет умеренные требования к собственным достижениям   предъявляет высокие требования к собственным достижениям   СБС, УО
способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4) Текущий контроль Когнитивный называет и имеет общее представление об основных категориях эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) раскрывает содержание основных категорий эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) владеет основными категориями эстетики (эстетика, эстетическое, эстетические потребности, чувства, суждения, вкус; красота, гармония, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое; художественный образ, творчество; эстетическая картина мира; искусство) КР, ТСТ
Деятельностный под руководством преподавателя и по алгоритму отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач под руководством преподавателя отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач самостоятельно отбирает и использует соответствующую научную и искусствоведческую литературу при решение научных и профессиональных задач ТЗ, ПД, ПЗРФ
Мотивационный демонстрирует низкое проявление познавательной потребности демонстрирует устойчивое проявление познавательной потребности демонстрирует устойчивое проявление познавательной потребности УО, СБС
способностью и готовностью анализировать произведения литературы и искусства (ОК-5) Текущий контроль Когнитивный имеет представление о принципах обобщения информации и границах применения метода обобщает информацию под руководством преподавателя, с опорой на освоенный материал обобщает информацию на самостоятельно выбранной основе, с опорой на освоенный материал УО, ПЗРФ
Деятельностный выявляет, описывает, группирует элементы для изучения понимает связи между изучаемыми явлениями умеет формулировать обоснованные выводы ПЗРФ, ПД, ТЗ
Мотивационный обладает низкой степенью мотивации при работе с разнообразными источниками обладает умеренной степенью мотивации при работе с разнообразными источниками обладает высокой степенью мотивации при работе с разнообразными источниками СБС, ТЗ
способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12) Текущий контроль Когнитивный распознает объекты эстетического восприятия в повседневной жизни и профессиональной деятельности понимает границы применения полученной в рамках дисциплины информации к человеку, обществу, окружающей среде владеет основами теории и истории эстетики, системой эстетических категорий, осознает философско-эстетические проблемы искусства и эстетики повседневной культуры   УО, ПЗРФ, ТЗ
Деятельностный умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей в типовых ситуациях умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей в разнообразных ситуациях умеет строить межличностные и межкультурные коммуникации с учетом эстетических и этических особенностей СД
Мотивационный имеет представление о значении эстетического развития для конкретного человека и общества в целом раскрывает значение эстетического развития для конкретного человека и обществ в целом осознает значение эстетического развития для конкретного человека и обществ в целом СБС, ПД

Образец заполнения таблицы 6.1. и примерный перечень характеристик, раскрывающих уровни сформированности компетенцийв Приложении 1.

6.2. Описание шкалы оценивания компетенции[3]

Преподаватель индивидуально оценивает каждого студента по предложенным ниже утверждениям в баллах – максимальное количество 30 баллов.

1 – максимально 5 баллов:

· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за её пределы........................................................................ 5 баллов;

· систематизированные, глубокие знания по всем разделам учебной дисциплины..................... 4 балла;

· недостаточно полные и систематизированные знания по программе дисциплины.................. 3 балла;

· недостаточный объём знаний в рамках программы дисциплины................................................ 2 балла;

· фрагментарные знания в рамках программы дисциплины............................................................. 1 балл;

· наличие в ответе грубых смысловых ошибок или отказ от ответа............................................ 0 баллов;

2 – максимально 5 баллов:

· точное использование профессиональной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы....................................................................................................................... 5 баллов;

· использование профессиональной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы.......................................... 4 балла;

· использование необходимой профессиональной терминологии, стилистически не всегда грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы......... 3 балла;

· некорректное использование профессиональной терминологии, неумение делать выводы без существенных ошибок......................................................................................................................... 2 балла;

· слабое владение профессиональной терминологией, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками....................................................... 1 балл;

· неумение использовать профессиональную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических
ошибок................................................................................................................................................. 0 баллов;

3 – максимально 5 баллов:

· безупречное владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умение его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач.......................................................................................................................... 5 баллов;

· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач.......................................................................... 4 балла;

· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных и/или учебных задач................................................. 3 балла;

· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.............................................................................................................. 2 балла;

· слабое владение инструментарием учебной дисциплины.............................................................. 1 балл;

· отсутствие представления об инструментарии учебной дисциплины...................................... 0 баллов;

4 – максимально 5 баллов:

· творческое решение сложной проблемы в нестандартной ситуации на высоком профессиональном уровне, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей... 5 баллов

· решение сложной проблемы в рамках учебной программы на высоком профессиональном уровне, отсутствие фактических неточностей, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................................................ 4 балла

· выполнение поставленной задачи на профессиональном уровне, допущение фактических неточностей, недостаточно полный ответ на вопросы, связанные с выполняемой задачей........ 3 балла

· недостаточно высокий уровень выполнения поставленной задачи, допущение фактических неточностей, затруднения при ответе на вопросы, связанные с выполняемой задачей.............. 2 балла

· низкий уровень выполнения поставленной задачи, допущение большого количества фактических неточностей, непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале в ответах на вопросы.... 1 балл

· очень низкий уровень выполнения поставленной задачи, большое количество фактических неточностей, примитивизм изложения предмета или отказ от ответа, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач............................................................................................................. 0 баллов

5 – максимально 5 баллов:

· выраженные инициативность, целеустремленность, ответственность, высокий уровень стремления овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике................................... 5 баллов

· целеустремленность, ответственность, стремление овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике ................................................................................................................ 4 балла

· стремление овладеть знаниями, умениями и периодическая готовность применить их на практике. 3 балла

· устойчивое стремление овладеть знаниями и умениями, неготовность применить их на практике.. 2 балла

· неустойчивое, периодическое стремление овладеть знаниями и умениями.................................. 1 балл

· безинициативность, пассивность в процессе овладения знаниями и умениями....................... 0 баллов

6 – максимально 5 баллов:

· предъявление высоких требований к собственным достижениям, поиск решения трудных профессиональных задач путем расширения глубины понимания изучаемого материала...... 5 баллов

· предъявление высоких требований к собственным достижениям, умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач.................................................................................................... 4 балла

· слабое умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, неустойчивое проявление познавательной потребности........................................................................................ 3 балла

· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, слабое проявление познавательной потребности............................................................................................................. 2 балла

· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, отсутствие познавательной потребности........................................................................................................................................... 1 балл

· отсутствие познавательной и профессиональной мотивации......................................................................... 0 баллов

В зависимости от количества баллов освоение компетентности студента оценивается по уровням: от 18 до 21 балла – «минимальный уровень», от 22 до 26 баллов – «базовый уровень», от 27 до 30 баллов – «высокий уровень».

По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – экзамен – выставляется оценка:

· минимальный уровень – «удовлетворительно»;

· базовый уровень – «хорошо»;

· высокий уровень – «отлично».

Студентам, набравшим 0-17 балл, выставляется оценка «неудовлетворительно».

По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – зачет – ставится:

· 18-30 балл – «зачет».

· 0-17 балл – «незачет»

6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы[4]
(формируются в форме отдельных документов).

Вопросы к семинарским занятиям.

Семинарское занятие 1.Эстетика как наука. Генезис, природа и сущность эстетического сознания; эстетическое отношение и деятельность; многообразие форм эстетической деятельности (2 часа)

1. Многообразие подходов к пониманию эстетики

2. Имплицитное и эксплицитное развитие эстетической мысли.

3. Зарождение эстетики как науки

4. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек

5. Онтология эстетического

6. Эстетическая гносеология

7. Эстетика и этика.

8. Эстетика и религия

9. Эстетическое сознание: генезис, функции, структура

10. Эстетические чувства, их специфика; многообразие эстетических чувств

11. Эстетические потребности

12. Эстетический вкус; историческая динамика теории эстетического вкуса;

13. Эстетический идеал

14. Эстетические суждения

Семинарское занятие 2.Прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в истории эстетической мысли, в жизни и в искусстве (2 часа)

1. Историческая эволюция эстетических представлений человечества

2. Прекрасное как центральная категория эстетики

3. Безобразное; эстетическое содержание безобразного; эстетизация безобразного в культуре

4. Возвышенное и низменно

5. Трагическое; историческая динамика категории трагического

6. Комическое и смешное. Многообразие видов комического

Семинарское занятие 3.Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусства (2 часа)

1. Произведение искусства как объект эстетического созерцания, и художественно-творческой деятельности; его критерии и атрибуты (существование, целостность, ценность); границы искусства и не искусства в современной культуре

2. Искусство и формы общественной практики и сознания – философия, религия, мораль, наука, политика, экономика.

3. Искусство и художественный рынок.Специфика торговли произведениями искусства.

Семинарское занятие 4.Творчество и творческий процесс. Личность творца. Художественный образ, искусство как текст, язык искусства(2 часа)

1. Проблема художественной одаренности

2. Образное мышление и ассоциативно-образная память

3. Вдохновение, интуиция, воображение

4. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура.

5. Талант как реализованная одаренность.

6. Основные этапы социокультурной самореализации таланта

7. Гениальность как реализованная способность освобождения от «плена времени» (Б. Пастернак), интуиция «вечного».

8. Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок

9. Художественный образ и реальность. Условность художественного образа.

10. Виды и жанры искусства. Стили, течения.

11. Художественные течения и направления; художественные методы

Семинарское занятие 5.Эстетика античного мира и Средних веков; эстетика эпохи Возрождения(2 часа)

1. Эстетика античного мира. Эстетика Древней Греции (пифагорейцы; Сократ; Платнон; Аристотель) и Древнего Рима

2. Эстетика Средневековья (Августин Блаженный. Фома Аквинский)

3. Эстетика Византии

4. Эстетика Нового времени. Эстетика эпохи Возрождения

5. (Д. Дидро, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер).

Семинарское занятие 6.Эстетика ХVII– нач.ХIХ вв. Классическая эстетика(2 часа)

1. Эстетика романтизма и сентиментализма в европейском Просвещении(Ж.-П. Рихтер, А. Шлегель, В. Шеллинг)

2. Эстетика И. Канта и Г. Гегеля.

Семинарское занятие 7.Русская эстетическая мысль ХVIII-нач.ХХ вв. Современные эстетические теории (2 часа)

1. Русская эстетическая мысль Х-Х1Х вв.

2. Эстетические идеи Серебряного века

3. Эстетика авангарда и постмодерна

4. Эстетика конца ХХ века: поиск целостности, осмысление предмета, метода, места в системе современного знания.

Семинарское занятие 8. Эстетизация внешности человека в культуре и окружающей среды и повседневных практик (2 часа)

1. Эстетизация внешности человека в культуре

2. Мода как сфера эстетической деятельности и глобальная индустрия

3. Культура повседневности как объект эстетического восприятия и творчества

4. Эстетика садов и парков. Эстетика и флористика. Цветы в культуре.

5. Дизайн как сфера эстетической деятельности. История дизайна и современные направления.

6. Эстетика природы.

Наши рекомендации