Эксперименты Георгия Лозанова
С самого детства во мне живёт странное чувство, что очень многое в этом мире можно делать и достигать гораздо проще, быстрее, эффективнее. Эта уверенность ещё больше углубилась, когда во времена книжного голода восьмидесятых годов прошлого столетия и особенно дефицита литературы по практической психологии мне в руки попали некоторые книги Владимира Леви. Я был поражён, насколько просто можно решать многие из психологических проблем, которые доставали меня на протяжении нескольких лет.
Также и с английским. Через два года после создания центра «Город талантов», когда люди проходили за несколько занятий сверхобучаемость (сейчас этот навык даётся в курсе активного разума) и могли поразительно быстро осваивать практически любые знания и навыки, мне пришла мысль, что если у меня есть продвинутые курсы по развитию целеустремлённости, по здоровью, по сверхэффективному общению, то почему бы не создать аналогичный продвинутый курс по быстрому освоению английского языка? В качестве примера сверхобучаемости я обычно предлагаю людям на третьем занятии нарисовать портретный рисунок с натуры. Задание практически невозможное, если учесть, что почти никто до этого рисовать специально не учился. И, тем не менее, в среднем у половины аудитории получается за каких-то 10 – 15 минут нарисовать довольно похожий рисунок!
Если даже такие навыки осваиваются столь быстро, тогда вполне резонно возник вопрос о применении технологий «Города талантов» в отношении быстрого освоения иностранного языка.
У меня были все основания для уверенности, что такой курс можно сделать. К тому же я был вдохновлён примером Георгия Лозанова, болгарского учёного, которому удалось создать уникальную программу обучения, по которой люди с нуля осваивали английский язык за 24 занятия. Причём осваивали не только слова, но и грамматику, правильное построение предложений, уверенно пользовались временами, а словарную базу набирали с поистине фантастической скоростью: первые занятия давалось от 180 до 200 слов, затем эта цифра доходила до 500 слов за занятие и более.
К сожалению, сейчас доктора Лозанова уже нет в живых, но до нас дошли его работы и воспоминания очевидцев, участников его уникальных курсов, а также видеозаписи с курсов, проводимых учениками по его методу. Это на самом деле довольно обширный материал, целый букет тонкостей и хитростей, каждая из который в отдельности даёт либо улучшение памяти на 20 – 30%, либо снимает те или иные блоки, либо помогает быстрее «разговорить» участников. А вместе получается прорывная технология, которой нет равных в мире.
Итак, из чего же состояла уникальная программа болгарского учёного?
Известно, что Лозанов активно применял ритм при проговаривании слов с переводом, которые люди запоминали на занятиях. Частота ритма составляла 60 ударов в минуту, что очень близко к частоте биения человеческого сердца. Именно эта частота парадоксальным образом способствует синхронизации правого и левого полушарий человеческого мозга, в результате эффективность любого обучения на фоне такого ритма может быть выше (при прочих равных условиях), по сравнению с обычным обучением. Многие считают, что именно применение ритмизации позволяло автору метода творить чудеса: он просто начинал показательную лекцию, потом включался ритм, Лозанов диктовал слова с переводом и в результате люди тут же свободно запоминали более сотни слов.
Пик деятельности учёного пришёлся на годы так называемой «холодной войны», когда западные разведки засылали своих шпионов, чтобы украсть новейшие разработки стран социалистического лагеря. То же самое было и в отношении метода Лозанова, и чтобы сбить с толку западные спецслужбы, было принято решение провести ряд показательных выступлений на Западе. Лозанов начинал лекцию как обычно, включался ритм, но не 60, а 72 удара в минуту. Постепенно, по мере того, как лекция подходила к процессу запоминания лексического материала, ритм плавно менял свою частоту с 72 на 60 ударов. В результате участники показательных занятий констатировали удивительные результаты в запоминании английских слов, а те, кто хотел заполучить методику, безуспешно применяли ритм в 72 удара, который практически не давал никаких результатов. И, соответственно, вся мозаика гениального метода в западных лабораториях никоим образом не складывалась. После такого турне по Европе западные специалисты сделали вывод, что главная причина такой феноменальной эффективности метода заключается, прежде всего, в каких-то качествах личности, психики ведущего, и перестали шпионить за учёным.
Примерно в те же годы Линн Купер и Милтон Эриксон в процессе исследования влияния ритма на деятельность головного мозга пришли к интересному выводу, что частота в 60 ударов способствует переходу в так называемое «альфа-состояние», весьма благотворное для обучения и запоминания.