Письмо Георгия Затворника Задонского

Христос Воскресе!

Радуйтесь! Христос глаголет ясно к понимающим Его и вос­певающим победную песнь; но ах! как можно неочищенными чувствами видеть Христа, блистающася неприступным светом воскресения? Очистим чувствия и узрим, как вся исполнишася света: небо, земля и преисподняя. Радуйтесь, душа, сердце, ум и все чувства, покоренные истине истинным разумом! и все разу­мы, плененные в послушание Христово...

Скажите мне, ежели вы чувствуете такое движение в сердце своем, от которого душа может ощущать в тайных своих изви- тиях болезнь, наносящую уныние, приходит ли вам в познание причина сего последования? Д<руг> м<ой>, не мысли много, но более уклоняйся в сущность веры, которою вся возможна суть о Господе. Посильные и всегдашние труды, коими вам прилич­но заниматься, могут прогнать всякую скуку и облегчить всякую печаль. Печаль, возлагаемая на Господа, приносит сердцу неожи­данную радость и утешение, когда видим и несем скорби, коими устилается тернием, как коврами, путь наш, ведущий нас в Цар­ствие Божие, в блаженство веселящихся: вот благое иго и легкое бремя, которое только тем кажется неприятно и тягостно, кои не изволяют принять священного последования Христу.

Когда на две стороны простирается мысль и недоумевает, в которую бы уклониться, тогда нерешимость, подобно злому мучителю, терзает душу, смущает сердце и всего человека, как в море корабль, бьет приражающимися мысленными волнами; опыт сего действия мне знаком! Покуда весь человек не покорит­ся Промыслу Божию и не предпочтет лучшего в решительной преданности, дотоле терпит мучение неизъяснимое, от которого да сохранит вас Бог! я это испытал.

Во всякое время вашего уединения, когда вам угодно, мы можем заниматься с вами разговором о будущей жизни и вне­запной кончине временных прелестей, коими обольщаются все уклоняющиеся от учения Христова. Рассуждение о Царствии Божием, о неизменяемой радости и любви — вот приятнейшее занятие! Оно легко может отвлекать нас от земных грубых при­страстий и мысленно переселять туда, где нам должно быть веч­но! А муки гееннские, не имеющие конца, страхом своим могут нас остерегать от слабостей и малодушия нашего и поощрять к непрестанному в благочестии упражнению. Да поможет вам во всякое благоустроение действовать сущая Истина — воскресший Победитель смерти Иисус Христос!

<г/>

<Изложение 5—12 Слов книги
святителя Иннокентия (Борисова)

«О грехе и его последствиях:

Беседы на Святую Четыредесятницу».
Харьков^ 1844.

Выписка из «Журнала Министерства
Народного Прюсвещения»>

В обозрении за последнее трехмесячие прошедшего года мы рассмотрели содержание первых четырех превосходных Слов о грехе, говоренных в продолжении Св. Четыредесятницы Преосв<ященным> Иннокентием!. Рассмотрим теперь содержа­ние последних восьми Слов, представляющих весьма замечатель­ное явление в области духовной лгитературьг. В 5-м Слове глубо­комысленный Вития беседует о том, что пагубные действия греха так велики, что мы не можем и видеть их во всей их глубине и обширности, но должны, по виушению Слова Божия, разума и опыта, предполагать, что они ужасно гибельны. Далее, в 6-м Слове, раскрывается, что грех распространяет по всему существу человека тьму, портит его ум, безобразит и оядотворяет познание и предрасполагает грешника к сумасшествию. Грех, — говорит Преосв<ященньгй> Иннокентий, — не только лишил нас перво­бытного света Божественного и отнял предметы ведения, но и содеял нас неспособными видсеть их, испортил наше зрение умственное до того, что теперь, е*сли бы и показать человеку эти предметы, то он не увидел бы их, как должно. В самом деле, что представляют умственные способности наши? Представляют не только слабость крайнюю, но и какое-то внутреннее расстрой­ство, похожее на то, как если бы в зрительной трубе передвинуты были с надлежащего места все стекла. И вот изъяснение, почему наука ведения, при всех усилиях образовать ум человека, достига­ет весьма небольших успехов, а игногда вовсе ничего не произво­дит. Это потому, что ум наш пов;режден грехом в самом составе своем. Посему жалкое заблуждение, когда мы думаем, что уму

нашему, равно как и прочим способностям души, недостает толь­ко одного приличного образования и, так сказать, полировки. Нет, нынешнему уму человеческому недостает не одного правого образа; в нем нет внутренней целости и здравия, недостает, следо­вательно, того, чего никакая наука дать не может. Посему-то Сло­во Божие, приемля на свои руки просвещение человека, идет к сей цели не путем только сообщения ему познаний, хотя могло бы вдруг открыть ему их множество, а первее всего — путем вра­чевания, и передает его для сего в руки не земным образователям и наставникам, а небесному, всемогущему врачу умов и сердец, — Духу Святому, да отверзет очи сердца, да снимет с них наследст­венное бельмо, да помажет их таинственным коллурием, да исце­лит их и воссоздаст. И те, над коими совершена сия священнотаинственная операция, у коих благодатиею Божию отверзлись очи ума и сердца, те, без всякой науки, познают и видят то, чего не доставляет никакое земное образование. Первое и неизбежное действие порока в человеке то, что он отвращает лицо и все существо человека от неба к аду; вместе с тем первое и неизбежное следствие порока то, что духовное Солнце — Бог — престает освещать душу грешника. Над его душой потому тотчас начинает распростираться внутренний мрак, не могущий быть розгнанным никаким светом земным, и дающий по временам с силою себя чувствовать и самому бедному грешнику, и другим. Самый образованный из грешников в минуты самосознания ощу­щает, а иногда и с вздохом говорит, что у него в душе темно!.. Почему темно, когда она, по-видимому, наполнена всякого рода познаниями? Потому, что в ней нет света Божия; а света Божия нет потому, что она отвратилась от лица Божия: это состояние внутреннего отречения от греха видимо бывает и для других. Над многоучеными, но порочными людьми постоянно висит что-то мрачное; они задумчивы, их взор бегл и мутен, в них нет душев­ной твердости, их движения беспокойны, предприятия нереши­тельны, самые радости бурны и пусты; они подобны человеку, идущему впотьмах, ощупью. Над человеком добродетельным, напротив, хотя бы он не был знаком ни с каким образованием, всегда носится какой-то свет, мирно почиюгций в его душе, светя­щий в его чистом и светлом взоре, отсвечивающий нередко на его лице, озаряющий все пути его и дающий ему удобность быть

в действиях своих твердым, правильным и спокойным. Это свет лица Божия, к коему постоянно обращена душа чистая. При сокрытии чувственного солнца делаются, по крайней мере, види­мы на небе другие светила. При закрытии в душе солнца духовно­го — Бога — напротив! Здесь во всей силе исполняется то, что, по свидетельству слова Божия, должно произойти при кончине мира: не только солнце померкает, но и луна не дает света, и звез­ды спадают с небес. Эта луна— наша совесть; не озаряемая в грешнике светом лица Божия, она сама не дает достаточного света, чтобы освещать пути его жизни. Звезды эти суть — высо­кие и святые истины, кои для руководства нашего водружены рукою Творца на тверди духа человеческого. Таковы понятия о Боге и Его святом законе, нашем вечном предназначении и воз- дании за гробом. Сии звезды путеводные покрываются мраком в душе грешника и становятся неприметными. И вот где изъясне­ние того несчастного, но обыкновенного явления, что люди, по- видимому, самые образованные, но порочные, не только хладны к сим истинам, но даже решаются идти против них. Что делается с познаниями грешника, если он имеет их? Порок, кроме того, что всегда значительно сокращает круг их, всегда же отъемлет у них глубину, силу, стройность и жизнь. Во всех предметах зна­ния нашего есть сторона священная, коею оно обращено к Винов­нику всяческих. Сия святая и возвышенная сторона для порочно­го и вольномысленного человека не существует. Оттого все изображения предметов, делаемыя писателями безнравственны­ми, всегда отзываются пустотою внутреннею и мертвостию: ибо мир безбожный есть бездумный труп, по коему разбросаны цве­ты. Какое употребление делает порочный человек из познаний своих и способностей? Самое жалкое и ужасное. Все пересуджать, опровергать, извращать есть его неизбежное свойство. Оттого нет опаснее для общества людей, как образованные науками, но преданных[70] страстям; от того умножение ложного, безнравствен­ного просвещения всегда влечет за собою расстройство семейств и погибель целых Государств. Какой, наконец, бывает исход умст­венного омрачения, производимого пороком и страстями? — Видимое расстройство всех познавательных способностей,

ослабление внутреннего самосознания и духовной личности, наконец, явное помешательство ума. Да удалится от нас мысль судить и осуждать тех несчастных братий наших, кои находятся в сем последнем состоянии! Но как не возвестить того, что так громко проповедуется самыми служителями нашего телесного здравия, то есть, что помешательство ума первоначальным и глав­ным источникам своим почти всегда имеет греховное состояние души? Что оно вообще направляется в видах своих по видам стра­стей человеческих, что самая сущность его состоит не в ином чем, как в затмении понятий о Боге и потере нравственного чувст­ва? — К вам теперь да обратится слово наше, кои занимаетесь науками и с таким усердием посещаете наше богослужение и собеседования. Образование ума и умножение всякого рода познаний составляет теперь главный предмет деятельности вашей. Пребудьте же уверены, что истинна и добродетель едино; едино в Боге, яко источнике всякой истины и добродетели; едино в Природе, как произведение премудрости и Святой воли Божи­ей; едино должны быть и в человеке, яко образе Божием и малом мире. Можно насильственно отделить на время луч истины от луча добродетели в душе человека, но тогда сей луч, подобно раз­двоенному лучу солнечному, теряет свою силу, престает согревать и животворить. Чистота совести и нравов озарит немерцающим Светом не только все стези вашей жизни, но и всю область ваших познаний: ибо вы будете постоянно находиться в свете лица Божия. Вместе с сим в душе вашей откроется неиссякаемый источ­ник мыслей светоносных и чувств высоких. Грех, напротив, омра­чит, оядотворит и изгубит все ваши способности и умственные приобретения, подточит в самом корне прекрасный цвет позна­ний. Итак, прилежно затыкайте слух от всех обаяний вольномыс­лия, постоянно закрывайте взор от всех прелестей порока, памятуя изречения древнего мудреца, что в злохудожну душу не внидет пре­мудрость, ниже обитает в телеси, повиннем греху. — В 7-м Слове раскрывается, что грех, обещая человеку вольность и независи­мость, лишает его истинной свободы и повергает в состояние мучительного рабства. — 8-е Слово посвящено изложению того, что радости греховные привременны и ничтожны, что грех, напро­тив, отьемлет у человека все истинные и чистые наслаждения и служит источникам бесчисленных скорбей и бедствий.

Далее доказывается в 9-м Слове — что грех есть главная и перво­начальная причина всех болезней человека и его смертности; в 10-м, что он неминуемо подвергает человека мучительному владычеству дьявола. В 11-м Слове изображена лютая кончина, ожидающая грешника. Коль скоро, — говорит Вития, — неиз­бежно для каждого человека— оставить этот мир и перейти в другой, высший, то для каждого должно быть крайне желатель­но, чтобы сей переход в другой мир, называемый смертию, совер­шился как можно мирнее и безболезненнее. Тихая и непостыдная кончина есть такое благо, для достижения коего можно отказать­ся от многих удовольствий в жизни уже потому, что это будет благо последнее в жизни; — в те минуты, когда всего нужнее мир и отрада. Но тот, кто работает греху и служит страстям, должен знать заранее, что если он не исправится, то сие благо для него потеряно, что под конец жизни, при разлуке души с телом, его ожидает не покой и услаждение, а скорбь и мука. «Смерть греш­ников люта»,— говорит слово Божие. Порок предуготовляет грешнику под конец жизни горькую чашу страданий тем, что заранее расстраивает его тело и соделывает его седалищем болез­ней мучительных. Спросите, если угодно, о сем врачей, и они представят вам на сие множество разительных примеров. Вообще предсмертные недуги людей добродетельных и порочных имеют весьма различный характер: в первых они подобны сильным, но попутным ветрам, при коих душа умирающая, расправив ветрила быстро, но без шума и потрясений, уносится из пристани, а в последних, то есть грешников, предсмертные болезни являют­ся наподобие осенних бурь, кои все крушат, срывают насильст­венно корабль с якоря и уносят в волнующуюся пучину, на явную погибель. И с чего действительно, как не с опыта взято обыкнове­ние— кончину людей праведных называть успением или пре­ставлением, а о великих грешниках говорить, что они не умирают, а извергают душу свою? Те, кои удостоились когда-либо присутст­вовать при кончине людей праведных, не могли не заметить, что они действительно не умирают, а как бы засыпают или отходят с миром куда-то от нас. С грешниками, напротив, при кончине их происходит подобное тому, что бывает с несчастным младенцем, когда он от какого-либо потрясения неестественно извергается из утробы матерней. И что удивительного, если разлучение души с телом в том и другом случае происходит столь различным обра­зом? В человеке истинно добродетельном еще в продолжение жизни, можно сказать, уже совершается разлучение души с телом, так что, чем более он живет на земле, тем более отрешается от своего тела, возносится духом в горняя, приближается к миру Ангельскому, преставляется на небо. В таком случае для ангела смерти нет нужды ни в каком усильном действовании; иногда довольно одного легкого, так сказать, дуновения, дабы прервать тонкую нить, сопрягавшую бессмертное с<о> смертным. Не то в грешнике: здесь душа бессмертная так опутана узами чувствен­ности, небесное так перемешано с земным и плотским, что сама смерть не может вдруг разорвать всех уз, отделить без замедления нетленное от того, что должно сделаться добычею могилы и тле­ния. Отсюда страдания и муки в умирающем.

Но сии страдания тела были бы еще не так страшны, если бы в самой душе была, хотя капля, покоя. Мы видим на мучени­ках Христовых, как самые ужасные мучения теряли свою лютость и силу от того, что мучимые проникнуты были духом веры, воз­несены благодатию превыше земли и своего тела. В умирающем грешнике, напротив, вместо веры и упования, господствуют обык­новенно страх и отчаяние: ибо люди нечестивые большею частию умирают, не приготовившись к смерти, даже вовсе не думав пре­жде о своем конце: посему бывают подобны человеку, который, идя по льду, вдруг обрушился в бездну. Куда не обращается такой человек, к чему не простирает руки, к кому не вопиет о помощи?

То же и с грешником: он чувствует, наконец, что обрушил­ся в бездну; употребляет все средства, чтобы прогнать болезнь, отдалить свой конец; и когда видит, что все остается без успеха, то поражается ужасом, предается малодушию и отчаянию. И как не ужасаться и не трепетать? Посмотрит ли умирающий грешник вспять, на свою жизнь, встречает необозримый ряд преступле­ний, из коих одно отвратительней другого. Обратит ли взор на окружающее и настоящее: видит, что все теперь и навсегда остав­ляет его, что пред ним один гроб и могила. Прострет ли мысль вперед? О, там еще мрачнее и ужаснее. — Наконец в 12-м Слове изображается состояние грешника по смерти.

Выписки и пометы при чтении Библии

<1. Выписки из Книги Бытия>

Глава 1

А. В начале сотвори Бог небо и землю.

Б. Земля же бе невидима и неустроенна: и тма вверху бездны: и Дух Божий ношашеся вверху воды.

Б. И рече Бог да будет свет и бысгь свет.

Г. И видит Бог свет яко добро: и разлучи Бог между светом и между тмою.

Д. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь: и бысгь вечер и бысгь утро день един.

в.И рече Бог: да будет твердь посреде воды: и да будет раз- лучающи посреди воды и воды и бысгь тако.

Ж.И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердью и между водою яже бе над твердью.

5. И нарече Бог твердь небо: и виде Бог яко добро и бысгь вечер и бысгь утро день вторый.

3- И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино, и да явится суша и бысгь тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания свои и явися суша.

н.И нарече Бог сушу землю и собрание вод нарече море и виде Бог, яко добро.

I. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творяще<е> плод, ему же1 семя его[71] [72] в нем по роду и по подобию[73].

<11. Карандашные пометы
и записи Гоголя в славянской Библии
1820 года издания>

Первая Книга Моисея. Бытие

Гл. 3, ст. 12-17. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 8, ст. 2-6, 11-13, 21-22. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 9, ст. 4-6. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 9, сг. 15.— Отчеркнута на полях вторая половина стиха.

Гл. 10, ст. 8. — Написано на полях: Неврод

Гл. 10, ст. 10. — Писано на полях: Щурь

Гл. 11, ст. 31. — Гл. 12, ст. 2. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 18, ст. 14. — Подчеркнуто начало стиха.

Гл. 18, ст. 26, 28 —33. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 19, ст. 17.— Подчеркнуты слова: спасая спасай твою

душу

Гл. 19, ст. 19. — Отчеркнута на полях первая половина стиха

{до слов: еже жити души моей); на полях написано: подаждь

Гл. 19, ст. 34.— Написано на полях: Лот1. 1. дочь Моав.

2. дочь Амман

Гл. 20, ст. 2-7. — Отчеркнуто на полях {начиная от слое, да не когда убиют его)

Гл. 22, ст. 14. — Подчеркнуты слова: Господь виде

Гл. 22, ст. 17-18. — Отчеркнуто на полях и подчеркнуто сло­

во: воистинну: на полях написано: Читать

Гл. 25, ст. 1-3. — Написано на полях: Агарь, Сара, Хетгура Гл. 26, ст. 34. — Написано и зачеркнуто на полях: <...>[74] [75]

Иудифа

Гл. 27, ст. 9. — Написано на полях: Исав Мае <...>[76] Иудифа

Васем<афа>

Гл. 28, ст. 21-22. — Написано на полях: первые <...>[77] ставил­ся по обету

Гл. 29, сг. 31-35.— Написано на полях: Лиа, Рахиль; 1. Рувим 2. Симион 3. Левий 4. Иуда 5. Исахар 6. Завулон

Гл. 30, сг. 6-12. — Написано на полях: От рабы Валлы: 1. Дан 2. Неффалим От Лии <...>1 Зелфа: 1. Гад 2. Ассир

Гл. 30, ст. 23—24. — Написано на полях: Рахиль, Иосиф Гл. 30, ст. 31-32. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 32, ст. 32. — Написано на полях: запрещается Гл. 38, ст. 7. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 38, ст. 27-30. — Отчеркнуто на полях.

<Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова>

Гл. 43, ст. 1-2. — Написано на полях: о светилах небесных Гл. 43, ст. 7. — Написано и зачеркнуто на полях: Муд-

р<ость>

Гл. 43, ст. 14—15. — Написано на полях: Мудрость всех явле­ний природы

Гл. 43, ст. 1. — Отчеркнуто на полях.

Гл. 44, ст. 2. — Написано на полях: воспоминание о всех вели­

ких мужах, прославляемых Богом

<Книга пророка Исаии>

Гл. 2, ст. 2. — Написано на полях: пророчеств<о> о Христе Гл. 24, ст. 2. — Написано на полях: Разрушение устройства

земли

Гл. 29, ст. 8. — Написано на полях: Гибель всего воюющего на гору Сионю

Гл. 29, ст. 15. — Написано на полях: Гибель совещающимся мимо Господа

Гл. 30, ст. 9-10. — Написано на полях: Люди[78] [79] требующие от пророка прельщения

Гл. 36, ст. 1 — Написано на полях: История царствования Езекии

Гл. 38, ст. 1. — Написано на полях: Болезнь Езекии и выздо­ровление

Гл. 39, ст. 8. — Написано на полях: Окончание истории о Езекии

Гл. 40, ст. 2. — Написано на полях: Песнь Богу, содержащая призыв на благовесгвование и пророчество об Иоанне Крес­тителе

Гл. 41, ст. 1.— Написано на полях: Шествие Бога. Бога правды

Гл. 42, ст. 1. — Написано на полях: Глас Бога о грядущем Спасителе и Судие

Гл. 43, ст. 1. — Написано на полях: Обещание Божие не оста­вить и Всемогущество Его защиты

Гл. 44, ст. 2. — Написано на полях: обещание Божие не ос­тавить

Гл. 44, ст. 9. — Написано на полях: О созидающих себе богов из бренных изваяний

Гл. 45, ст. 2-3. — Написано на полях: Бог возвещает о всемо­гуществе Своем Киру

Гл. 48, ст. 6-7. — Написано на полях: Господь возвещает о Себе

Гл. 49, ст. 13. Написано на полях: <М>илосердие Божие

Гл. 51, ст. 7-8.— Написано на полях: Бог возвещает важ­ность спасения Своего

Гл. 53, ст. 1. — Вписано в начале главы. Полное пророчество о Христе

Гл. 55, ст. 9 — Написано на полях: Помышления и пути Божии выше человеческих

Гл. 55, ст. 11. — Написано на полях: Глагол Бога возвращает­ся тощь

Гл. 58, ст. 11.— Написано на полях: Блаженство и здесь и о Боге

Гл. 60, ст. 2. — Написано на полях: Блаженство будущих судеб Иерусалима

Гл. 61, ст. 1. — Написано на полях: О1 Спасителе и блаженст­ве мужу, которое принесет Б<ог>

Гл. 66, ст. 7. — Написано на полях: О Христе

<Книга пророка Иеремии>

Гл. 23, ст. 20. — Написано на полях: множество пророков пророчествуют не от Бога

1 Далее в источнике начато: во

Гл. 23, ст. 22. — Написано на полях: Аз есмь Бог приближаю­щийся, а не Бог издалеча

Гл. 23, ст. 28. — Написано на полях: о пророчесгвиях

Гл. 25, ст. 9. — Написано на полях: угрозы Божии и пророче­

ство о Плене Вавилонском

Гл. 26, ст. 26-27. — Написано на полях: Наведение Меча на всю землю

Гл. 26, ст. 2. — Написано на полях: Покушение убить Иере­мию

1л. 27, ст. 3. — Написано на полях: Иеремия от Лица Бога склоняет народ отдаться в плен Вавилонский

Гл. 31, ст. 12.— Написано на полях: Словеса Господни о радостном грядущем

Гл. 31, ст. 29.— Написано на полях: Отцы едят кислое, а у детей оскома

Гл. 32, ст. 37. — Написано на полях: Беспредельное Божье Милосердие

Гл. 36, ст. 7. — Написано на полях: Прочтение свитка Иере- миина во храме

Гл. 36, ст. 32. — Написано на полях: Написанье нового свитка

Гл. 37, ст. 1-2. — Написано на полях: злострадание Иеремии и заточенье его

Гл. 39, ст. 1. — Написано на полях: Взятие Иерусалима Вави­лонянами

Гл. 40, ст. 1. — Написано на полях: Вавилоняне поставляют царем Иудейс<ким> Годолию

Гл. 41, ст. 1. — Написано на полях: Измаил убивает Годолию Гл. 42, ст. 2. — Написано на полях: Испуганные иудеи прибе­

гают к Иеремии

Гл. 42, ст. 13-14. — Написано на полях: Иеремия возвещает волю Божию и запрещает бежать во Египет

Гл. 43, ст. 2. — Написано на полях: Ему не верят и бегут во Египет

Гл. 44, ст. 15. — Написано на полях: в Египте начинают при­носить жертвы чуждым богам

Гл. 48, ст. 1. — Написано на полях: Погибель Моава как воз­величившегося на Господа и плач о Моаве

Гл. 49, ст. 1. — Написано на полях: Слово Господне к сынам Аммоним

Гл. 49, сг. 6. — Написано на полях: Слово Господне к Идумее

Гл. 49, ст. 22. — Написано на полях: к Дамаску

Гл. 49, ст. 28. — Написано на полях: к Кидару

Гл. 49, ст. 34. — Написано на полях: на Елам

Гл. 50, ст. 1. — Написано на полях: Слово Господне на Ва­

вилон

<Книга пророка Иезекииля>

Гл. 7, ст. 3. — Написано на полях: в наказанье даст Бог людям мерзости их

Гл. 16, ст. 36. — Написано на полях: Сравнение иудея с блуд­ницею

Гл. 23, ст. 4. — Написано на полях: Блудодеяния двух Сестер Оолы и Ооливы или Иерусалима и Самарии

Гл. 27, ст. 3. — Написано на полях: на истребление Города Соры

Гл. 27, сг. 9. — Написано на полях вверху страницы, фини­кийская торговля

Гл. 29, ст. 1. — Написано на полях: пророчество на Египет Гл. 31, ст. 2. — Написано на полях: о Вознесшемся Кипарисе Гл. 34, ст. 5. — Написано на полях: Бог Сам хочет быть пас­

тырем овец

Гл. 35, сг. 1.— Написано на полях: пророчество на гору Сеир

Гл. 36, ст. 26. — Написано на полях: Бог обещает обновление и очищение

Гл. 37, ст. 3. — Написано на полях: Видение всеобщего вос­стания костей

Гл. 38, ст. 1. — Написано на полях: Пророчество на Гога

<Книга пророка Захарии>

Гл. 13, ст. 4. — Написано на полях: пророчество о Спасителе

<От Матфея Святое Благовествование>

1л. 23, ст. 3. — Написано на полях: Воззванье и уличенье про­тив Книжников и Фарисеев

Гл. 24, сг. 3. — Написано на полях: о Втором пришествии

<От Луки Святое Благовествование>

Гл. 19, сг. 29. — Написано на полях: встреча с Ваиями

<От Иоанна Святое Благовествование>

Гл. 12, ст. 13. — Написано на полях: встреча с Ваиями

<Соборное Послание святого апостола Иакова>

Гл. 4, сг. 1. — Написано на полях: Откуда брани и свары?

<Первое Соборное Послание святого апостола Петра>

Гл. 1, сг. 3. — Написано на полях: Порожденье в наследие Гл. 1, ст. 7. — Написано на полях: Искушаемся испы­

таньями

Гл. 2, ст. 2. — Написано на полях: будите как новорожденные младенцы

Гл. 2, ст. 4. — Написано на полях: язык свят, люди обнов­ления

Гл. 2, ст. 12.— Написано на полях: повиновение властям Господа ради

Гл. 2, ст. 21. — Написано на полях: переносите все скорби, как и Христос

Гл. 3, ст. 1. — Написано на полях: жены действуют внутрен­ним житием

<Первое Соборное Послание
святого апостола Иоанна Богослова>

Гл. 1, ст. 2. — Написано на полях: возвещение о Христе

Гл. 1, ст. 8. — Написано на полях: Все грешим

Гл. 2, ст. 2. — Написано на полях: Христос есть очищение

от грехов

Гл. 2, ст. 5. — Написано на полях: Христа узнал исполняю­щий Его заповеди

1л. 2, ст. 9. — Написано на полях: Ненавидяй брата — во тьме

Гл. 2, ст. 11. — Написано на полях: Любящий брата ходит во Свете

Гл. 2, ст. 16. — Написано на полях: Не любите мира

Гл. 2, ст. 18. — Написано на полях: Об Антихристе

Гл. 2, ст. 27. — Написано на полях: принявшие помазание

от Христа Нм Самим и поучаются

Гл. 3, ст. 1. — Написано на полях: Возведение нас в чад Бо­

жиих

Гл. 3, ст. 6. — Написано на полях: Пребывая во Христе не согрешает

1л. 3, ст. 11. Написано на полях: Кто суть любящие и нелю­бящие брата

Гл. 3, ст. 18. — Слова подчеркнуты.

<Послание к Римлянам святого апостола Павла>

Гл. 1, ст. 21.— Написано на полях: Извращение понятий о Боге предало человеков в плен похотей

Гл. 1, ст. 24. — Написано на полях: уподобили его до скота Гл. 1, ст. 28. — Написано на полях: и что не искусили Бога

в разуме, Бог предал их порокам

Гл. 2, ст. 1. — Написано на полях: о Суде

Гл. 2, ст. 13. — Написано на полях: о Законе

Гл. 2, ст. 15. — Написано на полях: Не знание Закона, но ис­

полнение

Гл. 2, ст. 25. — Написано на полях: преступнику Закона обре­зание не в обрезание

Гл. 3, ст. 4. — Написано на полях: Человек Ложь, Бог исти­нен

Гл. 3, ст. 21. — Написано на полях: Законом только познанье греха, но Верою во Христа избавление

Гл. 3, ст. 31. — Написано на полях: Вера не разоряет, а утвер­ждает закон

Гл. 4, ст. 2. — Написано на полях: Вера вменяется в правду вместо дел

Гл. 5, ст. 17.— Написано на полях: Прегрешением одного все погибли, праведностью одного все спасены

Гл. 8, ст. 24. — Написано на полях: Упованием спасаемся Гл. 8, ст. 26. — Написано на полях: Дух в нас молится

Гл. 8, сг. 35. — Написано на полях: Ничто не разлучит нас со Христом

Гл. 9, сг. 5. — Написано на полях: Кого изберет, тот избран­ный

Гл. 9, сг. 8. — Написано на полях: Сии суть семя Авраама Гл. 9, сг. 15. — Написано на полях: Помилую его же поми­

лую

Гл. 9, сг. 21. — Написано на полях: Может ли так сказать

Творцу: Зачем так

Гл. 9, сг. 29. — Написано на полях: верою узнается правда Гл. 10, сг. 6. — Написано на полях: Сердцем веруется в прав­

ду, усгы же исповедуется во спасение

Гл. 10, сг. 13. — Написано на полях: Благовествование не все­

ми приемлется, но кому Благодатью Бог дал слух в услышание Гл. 11, сг. 6. — Написано на полях: Благодать не от дел Гл. 11, сг. 17.— Написано на полях: Аще корень свят,

то и ветви

Гл. 11, ст. 18.— Написано на полях: ветви привиты к мас­лине

Гл. 11, сг. 30. — Написано на полях: Божье Всемилосердие и всепомилование

Гл. 12, ст. 2. — Написано на полях: Не мудрствуйте излишне Гл. 12, сг. 6. — Написано на полях: Все члены одного тела

Христова

Гл. 12, сг. 10. — Написано на полях: Имея различное дарова­нье, различно и делание

Гл. 12, сг. 14. — Написано на полях: Поведение к ближним Гл. 12, сг. 16. — Написано на полях: Мир со всеми Гл. 13, сг. 2. — Написано на полях: повиновение властям Гл. 13, сг. 7. — Написано на полях: воздавайте всем должное Гл. 13, сг. 9.— Написано на полях: Любовь1 избавляет

от преступления

Гл. 13, сг. 13. — Написано на полях: Облецытеся Господем

Христом

Гл. 14, сг. 1.— Написано на полях: Никто другого да не укоряет

Гл. 15, сг. 4. — Написано на полях: принимайте друг друга во имя Христа

Далее в источнике начато и зачеркнуто: бла<женства>

сПервое Послание

к Коринфянам святого апостола Павла>

Гл. 1, сг. 11.— Написано на полях: Никто да не зовется: Аз Павлов, аз Кифин

Гл. 1, сг. 22.— Написано на полях: буее Божие премудрее человек

Гл. 2, сг. 4. — Написано на полях: проповедь не в мудрости слов, но в явлении духа и силы

Гл. 2, сг. 11.— Написано на полях: Божие никтоже весть точию Дух Божий

Гл. 3, сг. 8. — Написано на полях: Не препирайтесь, сслужи- тели>[80] Христовы

Гл. 4, сг. 6. — Написано на полях: Не мудрствуйте паче писанных

Гл. 5, ст. 2. — Написано на полях: о наказанье соблудившего Гл. 6, сг. 7. — Написано на полях: Не прибегайте к неверным

судьям

Гл. 6, сг. 15.— Написано на полях: <...>3 блудодейсг- ву<ющ>им 4 делать не <...> та 5 они Храм <...> 6 Духа Божия

Гл. 7, ст. 1. — Написано на полях: О Браке

Гл. 7, сг. 19. — Написано на полях: Всяк да пребывает в том

званьи, в каком призван

Гл. 7, сг. 23. — Написано на полях: во Христе все свободны

Гл. 7, сг. 26. — Написано на полях: о девах

Гл. 7, ст. 30. — Написано на полях: женившийся печется уго­

дить жене

Гл. 7, сг. 8. — Написано на полях: Пост не дверь к спасенью Гл. 9, сг. 4. — Написано на полях: Пастырь питается от Овец

своих

Гл. 9, сг. 16. — Написано на полях: Горе же мне, аще не бла- говествую

Гл. 9, сг. 27. — Написано на полях: Не все спасутся, но все должны помышлять о спасеньи

Гл. 10, сг. 17.— Написано на полях: бегайте идоложертво- ванья

Гл. 11, сг. 5.— Написано на полях: Преимущество Мужа пред Женою

Гл. 11, сг. 10. — Написано на полях: равенство о Господе Гл. 11, сг. 18. — Написано на полях: <Уп>рек в распрях Гл. 11, сг. 20. — Написано на полях: небрежение Трапезою

Господней

Гл. 11, сг. 24. — Написано на полях: <Ус>тав приобщения Тайнам

Гл. 12, сг. 6. — Написано на полях: Разделение дарований Гл. 12, сг. 13. — Написано на полях: Различие удов тела Гл. 12, ст. 22. — Написано на полях: Различные отправленья

членов

Гл. 12, ст. 28.— Написано на полях: все уды одного тела Христова

Гл. 13, сг. 1. — Написано на полях: Любовь

Гл. 14, сг. 3. — Написано на полях: Пророчеством зиждется

Церковь

Гл. 14, сг. 13. — Написано на полях: молиться нужно и умом и также духом

Гл. 14, ст. 20. — Написано на полях: будьте не дети умом Гл. 14, сг. 27. — Написано на полях: Как должно пророчест­

вовать в Церквах

Гл. 14, сг. 34. — Написано на полях:Жен& не может говорить в Церкви или пророчествовать

Гл. 14, сг. 39. — Написано на полях: проповедование благо­образно по чину

Гл. 15, ст. 2. — Написано на полях: приглашает вспомнить все благовесгвование о Христе

Гл. 15, сг. 8. — Написано на полях: Явление Христа по вос­кресении

Гл. 15, сг. 14. — Написано на полях: мертвые воскрешены, ибо Христос воскрес

Гл. 15, сг. 41. — Написано на полях: Мертвые, воскреснув, получат им присущий образ

<Второе Послание

к Коринфянам святого апостола Павла>

Гл. 1, сг. 19. — Написано на полях: Христос не есть ей и ни, но в Нем Самом ей бысть

Гл. 3, ст. 1. — Написано на полях: Послание Павла есть уве­ровавшие во Христа

Гл. 3, сг. 6. — Написано на полях: Служение Нову Завету не письмом, но духом

Гл. 3, сг. 18.— Написано на полях: Где Дух Господа, там свобода

Гл. 4, сг. 2. — Написано на полях: Служение наше в Свете Истины

Гл. 4, сг. 6. — Написано на полях: Сокровище света носим в немощных телах

Гл. 4, сг. 16. — Написано на полях: Наш внешний человек тлеет, но внутренний обновляется

Гл. 5, сг. 2. — Написано на полях: воздыхаем о небесном

теле

Гл. 5, сг. 7. — Написано на полях: ходим верою, а не виде­нием

Гл. 5, сг. 19.— Написано на полях: Бог примирил нас Себе во Христе

Гл. 6, сг. 5. — Написано на полях: Всем себя как слуги Божии

Гл. 6, ст. 16. — Написано на полях: Есте Церкви Бога жива Гл. 7, ст. 4. — Написано на полях: Соучастие Павлово к ним Гл. 7, ст. 11. — Написано на полях: Печаль по Бозе в спа­

сенье

Гл. 8, сг. 9. — Написано на полях: Христос обнищал, да мы обогатимся

Гл. 9, сг. 8. — Написано на полях: Доброхотна дателя любит Бог

Гл. 11, ст. 25.— Написано на полях: Бесчисленные беды потерпевший

Гл. 12, сг. 1. — Написано на полях: Виденья Павловы Гл. 12, ст. 9. — Написано на полях: сила в немощи

сПослание к Галатам святого апостола Павла>

1л. 1, сг. 1. — Написано на полях: Сам Ангел если бы снис- шел с небес и благовестил более Христа. Анафема

Гл. 1, сг. 14. — Написано на полях: Говорит о себе в еврействе и своем обращении

Гл. 2, ст. 16.— Написано на полях: оправдимся от веры Христовы, а не от дел Закона

Гл. 3, сг. 17. — Написано на полях: обетование и Закон Гл. 5, сг. 1. — Написано на полях: О Христе обрезание ничего

не может, но вера с любовью

Гл. 5, сг. 15. — Написано на полях: ходите духом

Гл. 5, сг. 17. — Написано на полях: Если вы водимы духом,

то уже не под законом

Гл. 6, ст. 9. — Написано на полях: Сеяй в дух, от духа пожнет

<Послание к Ефесянам святого апостола Павла>

Гл. 1, сг. 10. — Написано на полях: Благодеяния Божьи миру в лице Христа

Гл. 2, сг. 19.— Написано на полях: Уже не странники, но живущие в дому Бога

Гл. 4, ст. 14. — Написано на полях: Исгинсгвуйте <во>

Христе

Гл. 5, сг. 11. — Написано на полях: являемое есть свет Гл. 5, сг. 16.— Написано на полях: Блюдите, како опасно

ходите

Гл. 5, сг. 22. — Написано на полях: Таинство брака

Гл. 6, ст. 2. — Написано на полях: О повиновении детей

отцам и рабов Господам

Гл. 6, сг. 10.— Написано на полях: возмогайте о Господе и облекитесь во всеоружья Его, действуйте против Сатаны

сПослание к Филиппийцам святого апостола Павла>

Гл. 1, ст. 13. — Написано на полях: радуется, что проповеду­ется Христос

Гл. 1, сг. 23. — Написано на полях: Требование <?>

Гл. 2, ст. 7. — Написано на полях: Образец нам <...>1 в труд­

ной[81] [82] к<ресг>[83] Христа

Гл. 2, сг. 13. — Написано на полях: Будьте безропот<ны>

Гл. 3, ст. 3. — Хвалится исполнением закона <...> 5 во Христе

Гл. 3, сг. 21. — Написано на полях: преображение1 Хрисг<а> и нашего в теле Славы

Гл. 4, сг. 5. — Написано на полях: Радуйтесь о Господе

<Послание к Колоссянам святого апостола Павла>

Гл. 1, сг. 16. — Написано на полях: Определенье Ипостаси Сына Божия

Гл. 1, сг. 18. — Написано на полях: Христос Глава Церкви, Начаток, Первенец, Им примирил нас Бог Себе

Гл. 1, сг. 27. — Написано на полях: Проповедуем, да всякого человека представим совершенна о Христе

Гл. 2, ст. 3. — Написано на полях: Во Христе[84] [85] премудрость

Гл. 2, сг. 8. — Написано на полях: Не прельщайтесь[86] филосо­фией, учащей по преданьям и по стихиям мира

Гл. 2, сг. 11. — Написано на полях: Во Христе всякое испол­нение Божества

Гл. 3, сг. 1. — Написано н

Наши рекомендации