Механизмы развития личности и ее социального бытия

Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Лич­ность - результат общественных отношений, «производимый» обще­нием, деятельностью и ценностными ориентациями.

История развития высших психических функций (Л. С. Выготский).

Человек, становящийся самим собой через других.

Механизмы развития человека как личности.

Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессоз­нательная идентификация в форме имитации, подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения мате­ри и младенца. Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях человека с человеком.

Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров. Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве прав и обязанностей.

Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самостоятельность как активная воля, организованная мировоззре­нием. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на мировоззрении.

Идентификация в искусстве и реальных межличностных отноше­ниях. Идентификация как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».

Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессозна­тельное обособление в форме агрессии, негативизма, психологическо­го «ухода» и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка ма­терью. Межличностное обособление: онтогенез и бытие.

Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособ­ление как механизм индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен отчуждения.

Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности

Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Обособление как механизм инди­видуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенче­ский уровни идентификации и обособления.

Идентификация и обособление - равноценно значимые и диалек­тически противоречивые элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.

Личностные характеристики, связанные превалирующим механиз­мом пары идентификация-обособление.

Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации-обособления на бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пари.

Относительная самостоятельность механизма идентификации-обо­собления от социальных ожиданий и контекста ситуации.

Раздел П. ДЕТСТВО

Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обу­словленность границ детства.

МЛАДЕНЧЕСТВО

Основные достижения: чувство доверия к человеку - вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение; начало понимания речи.

Новорожденность

Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлек­сы и их значение для развития ребенка. Особенности развития орга­нов чувств. Значение упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Собственно младенчество

Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия мла­денца. Манипулирование.

Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоциональ­но-экспрессивная функция общения и ее значение для развития мла­денца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удоволь­ствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориенти­ровки в окружающем мире.

Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функ­ции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

Наши рекомендации