Применение методов психодиагностики в работе с людьми, имеющими различные отклонения в развитии
Тема 4.1. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения
Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: гуманность, комплексный подход, всестороннее и целостное изучение, структурно-динамическое изучение, системный подход, качественное и количественное изучение, сочетание диагностики и коррекции, значение ранней диагностики, изучение ребёнка в процессе деятельности, учёт потенциальных возможностей развития и др. Вклад в разработку данных принципов С.Д. Забрамной, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго и др. Понятие об этапах (уровнях) диагностики отклонений в развитии: скрининг, дифференциальная и феноменологическая диагностика.
Тема 4.2. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы
Понятия «психологическое исследование» и «психологическое обследование», «психодиагностическая процедура». Требования к организации и проведению психодиагностических процедур. Индивидуальное и групповое обследование. Этапы психодиагностического обследования: подготовка, организация, подбор психодиагностического инструментария, проведение, интерпретация и анализ полученных данных, их презентация. Особенности организации и проведения психодиагностического обследования с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии.
Тема 4.3. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития
Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками: умственно отсталыми, с задержкой психического развития, имеющими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными (комплексными, сочетанными, комбинированными) нарушениями развития. Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики особенностей развития детей и подростков данных категорий. Стандартные наборы и серии методик. Адаптированные методики. Использование компьютера. Особенности психодиагностических процедур, проводимых в ПМПК (консультациях, комиссиях, консилиумах). Обязательный набор психодиагностического инструментария при обследовании детей и подростков с различными отклонениями в развитии.
Тема 4.4. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии
Понятие о психологическом заключении. Структурные части и разделы заключения. Общая и специальная части психологического заключения. Психологический диагноз, вероятностный прогноз развития, рекомендации по дальнейшему развитию и сопровождению ребёнка. Заключение психолога. Заключение ПМПК (консультации, комиссии, консилиума). Протокол ПМПК комиссии.
Перечень и планы лекционных занятий
(для студентов очного отделения – 80 ч.)
1. Концептуальные основы психодиагностического изучения – 4 ч.
План:
- Основные понятия науки;
- Предмет, цель, задачи психологической диагностики;
- Связь психодиагностики с другими науками;
- Познавательная деятельность;
- Личность;
- Общение и взаимоотношения;
- Виды деятельности человека.
2. Исторические аспекты психологической диагностики – 4 ч.
План:
- Предыстория создания основных психодиагностических методов;
- Вклад зарубежных учёных в разработку тестового метода;
- Тесты Бине-Симона и их варианты на протяжении ХХ века;
- Хронология разработки психодиагностического инструментария зарубежными учеными в ХХ веке;
- Специфика становления психодиагностики в нашей стране на протяжении ХХ века;
- Перспективы развития психодиагностики в новом тясячелетии.
3. Научные методы постановки диагноза; виды психологических диагнозов – 8 ч.
План:
- Термин и понятие «Диагноз»;
- Понятие о психологическом диагнозе;
- Отличие психологического диагноза от медицинского;
- Уровни диагноза;
- Постановка психологического диагноза на основе системного анализа особенностей развития человека;
- Диагноз на основе констатации отсутствия или наличия признаков;
- Диагноз и прогноз.
4. Классификация современных методик психодиагностики – 4 ч.
План:
- Основания-критерии классификаций;
- Классификации С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева;
- Классификация методов диагностики по степени формализации;
- Общее и специфическое в классификациях методов психодиагностики у разных исследователей.
5. Характеристика основных методов психологической диагностики – 6 ч.
План:
- Наблюдение;
- Беседа и интервью;
- Изучение продуктов детской деятельности;
- Анкеты и опросники;
- Тесты и их классификация;
- Проективный метод: основные его группы;
- Психофизиологический метод;
- Метод эксперимента:
- Теоретические методы;
- Применение методов в психолого-педагогической практике.
6. Использование компьютеров в психологической диагностике – 4 ч.
План:
- История использования компьютеров в психолого-педагогической практике;
- Понятие о компьютерных и компьютеризированных методиках.
- Использование компьютеров в работе с детьми и подростками с отклонениями в развитии;
- Перспективы использования компьютеров в современной психодиагностике.
7. Диагностика познавательной деятельности – 4 ч.
План:
- Диагностика восприятия;
- Диагностика внимания;
- Диагностика памяти;
- Диагностика мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
8. Диагностика личностной сферы – 2 ч.
План:
- Исследование уровня притязаний личности и особенностей самооценивания;
- Исследование особенностей темперамента, настроения, акцентуаций характера и др.
- Личностные опросники (обзор).
9. Диагностика сферы общения и взаимоотношения – 2 ч.
План:
- Диагностика отношений в семье;
- Диагностика отношений в коллективе.
10. Диагностика различных видов деятельности – 2 ч.
План:
- Диагностика игровой деятельности;
- Диагностика учебной деятельности;
- Изучение трудовой деятельности;
- Профессиональная диагностика.
11. Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды – 4 ч.
План:
- Проблемы ранней диагностики;
- Диагностика особенностей развития дошкольников;
- Специфика психодиагностики в школьном возрасте;
- Диагностика взрослых.
12. Универсальные психодиагностические методики – 4 ч.
План:
- Понятие об универсальности психодиагностических методик;
- Универсальность по цели исследования;
- Обзор универсальных психодиагностических методик;
13. Методы математической статистики в психологической диагностике – 4 ч.
План:
- Основные понятия, используемые в математической обработке психологических данных;
- Параметрические и непараметрические критерии математической статистики;
- Обзор наиболее часто использующихся критериев математической статистики в психодиагностике.
14. Требования к построению психодиагностических методик и проведению психодиагностических процедур с их использованием –
6 ч.
План:
- Тестовые нормы и проверка их репрезентативности;
- стандартизация;
- границы применения норм;
- надежность;
- валидность: её виды;
- достоверность.
15. Профессионально-этические нормы в диагностике – 2 ч.
План:
- Принципы психодиагностики;
- Квалификационные требования к специалисту-психодиагносту;
- Использование психодиагностических методик специалистами-смежниками.
16. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения – 4 ч.
План:
- Характеристика принципов психологического изучения детей с отклонениями в развитии;
- Вклад отечественных ученых в разработку этих принципов;
- Понятие об уровнях диагностики отклонений в развитии (по И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной).
17. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы – 4 ч.
План:
- Требования к организации и проведению психодиагностических процедур;
- Индивидуальное и групповое обследование;
- Этапы психодиагностического обследования;
18. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития – 8 ч.
План:
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с интеллектуальными нарушениями;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с речевыми нарушениями;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с сенсорными нарушениями;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
- Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики особенностей развития детей и подростков названных категорий.
19. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии – 4 ч.
План:
- Структурные части и разделы заключения;
- Общая и специальная части психологического заключения;
- Понятие о вероятностном прогнозе развития;
- Заключение психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), ПМПК-комиссии, ПМПк-консилиума.
Перечень тем и планы лекционных занятий
(для студентов заочной формы обучения – 20 часов)
1. Классификация современных методик психодиагностики – 2 ч.
План:
- Классификация методов диагностики по степени формализации;
- Общее и специфическое в классификациях методов психодиагностики у разных исследователей.
2. Характеристика основных методов психологической диагностики – 2 ч.
План:
- Наблюдение;
- Беседа и интервью;
- Изучение продуктов детской деятельности;
- Анкеты и опросники;
- Тесты и их классификация;
- Проективный метод: основные его группы;
- Психофизиологический метод;
- Метод эксперимента:
- Теоретические методы;
- Применение методов в психолого-педагогической практике.
3. Использование компьютеров в психологической диагностике – 1 ч.
План:
- Понятие о компьютерных и компьютеризированных методиках.
- Использование компьютеров в работе с детьми и подростками с отклонениями в развитии;
3. Направления психодиагностических методик – 3 ч.
План:
- Диагностика познавательной деятельности;
- Диагностика личности;
- Диагностика общения и различных видов деятельности.
4. Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды – 1 ч.
План:
- Специфика применения методов психодиагностики в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
5. Универсальные психодиагностические методики – 1 ч.
План:
- Обзор универсальных психодиагностических методик.
6. Методы математической статистики в психодиагностике – 2 ч.
План:
- Параметрические и непараметрические критерии математической статистики;
- Обзор наиболее часто использующихся критериев математической статистики в психодиагностике.
7. Требования к построению психодиагностических методик и проведению психодиагностических процедур с их использованием –
2 ч.
План:
- Тестовые нормы и проверка их репрезентативности;
- границы применения норм;
- стандартизация; надежность; достоверность;
- валидность: её виды.
8. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения – 2 ч.
План:
- Характеристика принципов психологического изучения детей с отклонениями в развитии;
- Понятие об уровнях диагностики отклонений в развитии (по И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной).
9. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы – 1 ч.
План:
- Требования к организации и проведению психодиагностических процедур;
- Этапы психодиагностического обследования.
10. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития – 2 ч.
План:
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с интеллектуальными и речевыми нарушениями;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с сенсорными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Особенности применения методов психодиагностики с детьми и подростками с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
- Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики особенностей развития детей и подростков названных категорий.
11. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии – 1 ч.
План:
- Общая и специальная части психологического заключения;
- Заключение психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), ПМПК-комиссии, ПМПк-консилиума.
Практическое занятие № 1
Тема: «Концептуальные основы психодиагностического изучения»
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, цель, задачи психологической диагностики; связь с другими науками. Психологическая и педагогическая диагностика; психолого-педагогическая диагностика.
2. Познавательная деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.
3. Личность: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, агрессия, эмоционально-волевая сфера.
4. Общение и взаимоотношения.
5. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная.
6. Место данной дисциплины в ряду смежных дисциплин, её значение для подготовки будущих специальных психологов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В тетрадях составить письменно обзорную характеристику поля психодиагностических явлений.
2. Подготовиться к ответам на вопросы занятия.
3. Подготовиться к терминологическому диктанту.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 2
Тема: «Предыстория создания основных психодиагностических методов за рубежом»
Вопросы для обсуждения:
1. Предыстория возникновения психодиагностики как науки. Понятие об «индивидуально-психологических различиях».
2. Первые психодиагностические инструменты для измерения «ума» (Хуан Хуарт, Ф. Галль и др.). Паранаучные методы исследования.
3. Исследования умственной отсталости и их роль в будущем становлении психологического тестирования (Пинель, Эскироль, Сеген, Бурневиль и др.).
4. Первые математико-статистические процедуры (Л. Кьютел и др.). Возникновение психометрии (Вольф и др.).
5. Метод эксперимента: его возникновение и обоснование (Вольф, Бине и др.). Лабораторный эксперимент (Вундт).
6. Предыстория тестового метода (Ф. Гальтон, Д. Кеттел, Ч. Боне, А. Орн, Э. Крепелин, Г. Эббингауз и др.).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.
2. Подготовить развёрнутые ответы (устно) на каждый из вопросов для обсуждения.
3. Продумать план ответа на вопрос: «Кто из представителей или какой факт истории зарубежной психодиагностики произвёл на Вас сильное впечатление?», который буден дан в письменном виде в конце практического занятия.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 3
Тема: «Вклад А. Бине и Т. Симона в разработку тестового метода. Создание проективного метода (Г. Роршах) и становление психодиагностики как самостоятельной науки. Хронология разработки психодиагностического инструментария»
Вопросы для обсуждения:
1. А. Бине как один из основоположников экспериментальной психологии. Его научная деятельность до момента создания теста.
2. Работа над созданием тестов Бине-Симона.
3. Анализ содержания тестов Бине-Симона.
4. Герман Роршах – «отец» психодиагностики как самостоятельной науки.
5. Судьба тестового метода в 20-е годы ХХ века. Зарождение педологии как науки.
6. Разработка методов психодиагностики в 30-е годы (прогрессивные матрицы Равенна, шкала Векслера – Беллвью и др.)
7. Особенности применения методов психодиагностики во время Второй мировой войны и после её окончания (тест цветового выбора Люшера).
8. Разработка методов психодиагностики в 50-е годы (тест Айзенка, тест креативности Гилфорда и др.).
9. Период дискуссий о тестах и тестировании в 60-е – 70-е годы ХХ века в зарубежной психодиагностике.
10. Разработка стандартов тестирования и проведения психодиагностических процедур – становление нормативно-правовой базы психодиагностики в 80-е – 90-е годы ХХ века.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Проанализировать материалы лекционных занятий.
2. На основании проведённого анализа составить таблицу «Разработка и совершенствование основных тестовых методик в зарубежной психодиагностике в ХХ веке» по следующей схеме:
Время разработки | Название методики | Автор методики |
20-е годы | ||
30-е годы | ||
40-е годы | ||
50-е годы | ||
60-е годы | ||
70-е годы | ||
80-е годы | ||
90-е годы |
Примечания: таблицу выполнить в тетрадях для самостоятельной работы; любой из вопросов для обсуждения может быть дан в письменном виде непосредственно в ходе проведения практического занятия.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 4.
Тема: «Разработка отечественных и особенности применения зарубежных методов в российской психодиагностике »
Вопросы для обсуждения
1. Работы в области тестирования в России до 1917 года: Г.И. Россолимо – «Психологические профили»; Ф.Е. Рыбаков – «Фигуры Рыбакова» и др.
2. Отношение к тестам и тестированию в отечественной психодиагностике (в практике педологии и психотехники). Сторонники и противники тестового метода.
3. Анализ Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года с точки зрения осуждения психодиагностического инструментария и педологов как его разработчиков и пользователей.
4. Состояние отечественной психодиагностики в предвоенный период и в два с лишним послевоенных десятилетия.
5. Развитие «качественного подхода» к диагностике умственного развития в 60-е – 70-е годы ХХ века.
6. Возрождение тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии в начале 70-х годов. Дискуссии о тестах и тестировании.
7. Особенности использования зарубежных методик в отечественной психодиагностике в конце 70-х , в 80-е годы ХХ века.
8. Характеристика основных достижений и недостатков отечественной психодиагностики в период с 1991 года (распад СССР) и до конца ХХ века. Перспективы развития науки.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Прочитать и проанализировать материалы лекционных занятий.
2. Сопоставить этапы развития зарубежной и отечественной психодиагностики и установить черты сходства и различия этого развития (своё мнение обосновать в письменном виде в тетрадях для самостоятельной работы).
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практические занятия № 5.
Тема: «Вклад Л.С. Выготского в отечественную психодиагностику аномального развития детей»
Вопросы для обсуждения
1. Жизненный путь Л.С. Выготского – «штрихи к портрету».
2. Анализ тезисов к докладу Л.С. Выготского «Методы изучения умственно отсталого ребёнка».
3. Анализ тезисов к докладу Л.С. Выготского «Развитие трудного ребёнка и его изучение».
4. Выготский Л.С. о педологическом диагнозе (гл. 6. работы «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»).
5. Дети с трудностями в развитии и их классификация в научном наследии Л.С. Выготского.
6. Методологические принципы дифференцированного диагностического изучения проблемных детей в трудах Л.С. Выготского.
7. Л.С. Выготский о методологических принципах организации индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи проблемным детям.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Выполнение работы идёт в письменном виде. Каждый студент выполняет работу, состоящую из двух частей. Часть первая: «Жизнь и творчество Л.С. Выготского» (по любому источнику, найденному самостоятельно). Часть вторая: подробный анализ одной из статей Л.С. Выготского из сборника работ «Проблемы дефектологии».
2. По назначению преподавателя некоторые студенты делают доклады по подготовленным материалам.
Источник: Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 6.
Тема: «Подходы к классификации методов и методик психодиагностики»
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика классификации С.Л. Рубинштейна.
2. Характеристика классификации Б.Г. Ананьева.
3. Характеристика классификации К.М. Гуревича.
4. Общее и специфическое в подходах к классификации методов психодиагностики.
5. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Этапы эксперимента. Понятие об экспериментальных и неэкспериментальных методах и методиках.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализировать материалы лекционных занятий.
2. Дополнительно прочитать информацию в источниках Алмазовой О.В.; Левченко И.Ю. и Забрамной С.Д.; К.М. Гуревича; Немова Р.С. и др. (учебники и учебные пособия по психодиагностике).
3. Ответ на вопрос для обсуждения № 3 подготовить для письменного изложения по ходу занятия.
4. Ответ на вопрос для обсуждения № 5 подготовить с опорой на выполненные выпускные квалификационные и диссертационные работы, а также собственный опыт выполнения курсовой работы (иллюстрация теоретических знаний через призму собственного опыта).
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 7.
Тема: «Обзор методов психологической диагностики»
Вопросы для обсуждения
1. Наблюдение: включённое / невключённое, открытое / скрытое, непосредственное / опосредованное и др.
2. Беседа и интервью.
3. Изучение продуктов детской деятельности.
4. Понятие о «тестах учителя».
5. Анкеты и опросники.
6. Тесты, их классификации.
7. Проективный метод, его основные группы.
8. Психофизиологический метод.
9. Эксперимент: научно-исследовательский и диагностический, лабораторный и естественный, психолого-педагогический.
10. Теоретические методы: сравнение, контент-анализ, моделирование.
11. Положительные и отрицательные стороны каждого метода. Их применение в психолого-педагогической практике.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Подготовиться к ответам на вопросы практического занятия.
2. Подготовить доклады о методах психологической диагностики на основе самостоятельного подбора источников научной литературы (докладчиков назначает преподаватель).
Примечание: любой из вопросов может быть дан для ответа в письменной форме во время проведения занятия.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 8.
Тема: «Использование компьютеров в психологической диагностике»
Вопросы для обсуждения
1. История использования компьютеров в психолого-педагогической практике.
2. Направления использования компьютеров в психолого-педагогической практике.
3. Понятие о компьютерных и компьютеризированных методиках.
4. Особенности использования компьютеров в диагностической и развивающей работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии.
5. Положительные и отрицательные стороны использования компьютеров в психолого-педагогической практике.
6. Перспективы использования компьютеров в психологической диагностике.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Подготовить ответы на вопросы практического занятия.
2. Подготовить обзор статей из периодической литературы (статьи С.А. Шапкина, А.Г. Шмелёва и др.)
3. Ответ на вопрос для обсуждения № 5 подготовить для письменного изложения по ходу занятия.
4. В тетрадях составить конспект по истории использования компьютеров в психолого-педагогической практике с опорой на источник:
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учеб. Для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351 с. (С. 114-120).
5. Составить таблицу по данным двух-трёх источников:
Автор | Направления в использовании компьютеров | Примеры компьютерных и компьютеризированных методик | Обоснование автором преимуществ | Обоснование автором недостатков | Собственный комментарийАвтор методики |
Примечание: на занятии просматриваются и проводятся некоторые компьютерные и компьютеризированные методики.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.
Практическое занятие № 9
Тема: «Психодиагностика внимания и памяти: обзор классического психодиагностического инструментария»
Вопросы для обсуждения
1. Психодиагностика внимания: определение понятия.
2. Внимание как психический процесс и как психическая функция. Виды внимания. Свойства внимания.
3. Обзор классических методик для обследования внимания. Практика их применения.
4. Психодиагностика памяти: определение понятия.
5. Память как психический процесс и как психическая функция. Виды памяти. Процессы памяти.
6. Обзор классических методик для обследования памяти. Практика их применения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Проанализировать материалы лекционных занятий.
2. Дополнительно прочитать информацию в источниках Левченко И.Ю. и Забрамной С.Д.; К.М. Гуревича; Немова Р.С. и др. (учебники и учебные пособия по психодиагностике), а также ознакомиться с классическими психодиагностическими альбомами С.Д. Забрамной; Видренко и Полищука; М.М. Семаго; Е.М. Стребелевой и др.
3. Изготовить и принести на занятие методики (проба Бурдона и таблицы Шульте) – для психодиагностики внимания; стимульный материал для обследования опосредованного запоминания.
4. Выписать в тетради для самостоятельной работы технологию проведения психодиагностической процедуры обследования испытуемого методикой А.Р. Лурия «Заучивание 10-ти слов» и заполнения протокола.
Источники: основного и дополнительного списков литературы по дисциплине.
Для заданий творческого характера – самостоятельный поиск студентами литературных источников.