Образец титульного листа отчета по производственной практике
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского» Факультет социальных наук Отделение психологии Отчет по производственной практике 12 апреля – 10 мая 2010 года Место прохождения практики: торговая фирма «Карандаш» Выполнила студентка группы 14-23 Иванова Инна Ивановна Руководитель практики со стороны факультета доц. Сидоров С.С. Руководитель практики со стороны кафедры общей и социальной психологии доц. Кузнецова А.А. Руководитель со стороны базы практики, начальник отдела кадров Кукушкин К.К. Нижний Новгород, 2012 |
Педагогическая практика
Одной из форм производственной практики может быть педагогическая практика. Она проводится для повышения готовности студентов участвовать в решении комплексных психологических задач в системе образования. Главная цель педагогической практики студентов заключается в освоении ими основных видов деятельности психолога системы образования, а также в развитии профессиональных качеств в условиях школ и других образовательных (воспитательных) учреждений. Итогом прохождения педагогической практики является формирование компетенций психолога, способного самостоятельно решать на современном методическом уровне научно-исследовательские и прикладные задачи в области психологии образования.
Производственная практика студентов может проходить на базе образовательных учреждений - в школах, дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, колледжах, профтехучилищах и т.п. В течение всего периода прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим в организации, участвуют в культурных и общественных и иных мероприятиях коллектива.
Педагогическая практика ориентирована на решение задач образовательного, прикладного и научно-исследовательского характера. В период прохождения практики студенты:
—присутствуют при выполнении школьным психологом его профессиональной деятельности;
— участвуют в сборе диагностически значимой информации;
—закрепляют умения и навыки по применению психолого-педагогических технологий;
—участвуют в обучении и воспитании детей и подростков;
—выполняют психолого-педагогические задания руководителя практики.
В процессе прохождения педагогической практики студент должен:
—включиться в организационную среду образовательного учреждения, установить профессиональные контакты,
—осуществлять общее планирование практической работы, составлять график работ и его согласовывать, организовывать свою деятельность, включая мероприятия по психодиагностике, развивающей и учебно-просветительской работе;
—в реальных условиях образовательного учреждения познакомиться со спецификой профессиональной деятельности психолога системы образования;
—сформировать понимание сущности и социальной значимости профессии психолога в сфере образования;
—ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность психолога системы образования;
—закрепить и углубить теоретические знания в области практической психологии, психодиагностики и педагогической психологии;
—непосредственно взаимодействовать с детьми и их родителями, педагогами выполняя функции психолога образования;
—осуществлять социально-психологическую и педагогическую работу с коллективом класса, проводить групповую диагностику, анализировать социальные факторы обучения и развития школьников, проводить групповые мероприятия и исследования;
—принимать участие в решении практических задач, стоящих перед психологами в сфере образования;
—осуществлять самоанализ профессиональной деятельности и оценку успешности достижения поставленных целей, решения тех или иных проблем.
При прохождении педагогической практики студенты должны выполнить самостоятельно несколько видов работ, являющихся основой деятельности любого психолога образования:
1. Организационно-методическая работа предполагает:
а) решение с руководителями практики организационных вопросов по её прохождению;
б) знакомство с организацией, её инфраструктурой, психологами и педагогами, детьми и их родителями, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;
в) планирование собственной профессиональной деятельности в образовательном учреждении, составление плана-графика мероприятий;
г) подготовку методического обеспечения мероприятий: подбор и проверку методик, составление конспектов занятий, разработку методических материалов по тем или иным видам деятельности, подготовку необходимого инвентаря и оборудования, создание иллюстративного материала, разработку мультимедийных программ и презентаций и др.;
д) реализацию поставленных задач;
е) составление отчетов, психологических заключений и рекомендаций.
2. Психодиагностическая работапсихолога образования включает:
а) социально-психологическую диагностику социальных групп детей, например, школьных классов, в том числе их социальную структуру, характер межличностных отношений, взаимодействие с другими социальными группами и педагогами;
б) диагностику личности школьника*: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;
в) оценку внешней социальной среды школьника, диагностику его социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов учебы;
г) оценку ближайшего окружения школьника: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, развитии, социальном сопровождении школьника;
е) составление психодиагностического заключения.
3. Учебно-просветительская работапсихолога образования может включать:
а) ознакомление школьников с психологией, рассказ о психических явлениях, механизмах их вызывающих, особенностях протекания психических процессов, значении тех или иных психических состояний, структуре личности, её развитии и совершенствовании, адаптации, социализации, межличностном взаимодействии и др.;
б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);
в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);
г) составление методических материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).
4. Научно-исследовательская работапсихолога образования может включать:
а) изучение какого-либо психического явления, на примере школьников;
б) описание ранее не изученного психологического феномена, проявляющегося у кого-либо из школьников;
в) выявление психологических различий между группами школьников, отличающихся по каким-либо характеристикам;
г) выявление взаимосвязи психических явлений;
д) изучение динамики проявления тех или иных психических процессов, свойств, состояний у школьников;
е) разработка и апробация (или адаптация) какой-либо психологической или педагогической методики или психологической технологии (обучающая программа, тренинг, развивающая игра, метод психодиагностики и др.) в соответствии с научными принципами объективности.
5. Объективная оценка и самоанализ деятельности студента-практиканта включает:
а) получение обратной связи от школьного психолога, педагогов, школьников и их родителей и её анализ;
б) получение обратной связи о проведенных мероприятиях от группы, с которой осуществлялась психодиагностическая и (или) учебно-просветительская работа;
в) профессиональная рефлексия и самоанализ собственной практической деятельности;
г) оценка практической работы студента-практиканта со стороны руководителей практики.
Работа студента во время педагогической практики регламентируется индивидуальным планом-графиком. План-график практики составляется в первую неделю практики студентом совместно с руководителем практики от кафедры. В плане-графике должны быть отражены предполагаемые мероприятия и задания на практику, а также сроки их исполнения. План-график имеет вид таблицы (табл. 2). План мероприятий должен быть пошагово расписан в виде последовательности действий, которые необходимо выполнить.
В процессе прохождения производственной практики студент должен ежедневно вести дневник практики. В нем должны быть отмечены мероприятия, проведенные студентом. Также в дневнике описываются конкретные профессиональные ситуации, в которые был вовлечен студент-практикант. Кроме того, должны быть указаны проблемы, возникшие при выполнении мероприятия и действия практиканта по их разрешению.
На основании материалов дневника практики, данных обратной связи и самоанализа пишется отчет по практике. Структура отчета по производственной практике включает в себя следующие разделы:
1) Титульный лист по образцу (Форма 3).
2) Введение, где указываются цели и задачи практики, база проведения практики.
3) Конкретные психодиагностические, исследовательские и учебно-просветительские задачи практиканта в данной организации.
4) План-график мероприятий в рамках педагогической практики.
5) Описание проведенных работ, соотверствующих поставленным задачам.
6) Психодиагностические заключения по конкретному лицу или школьной группе.
7) Характеристика проведенных учебно-просветительских мероприятий.
8) Проблемы, возникшие в ходе практики и ход их решения.
9) Ошибки, допущенные при проведении мероприятий, и возможные пути их предотвращения в будущем.
10) Заключение, которое должно включать мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней.
К отчету могут быть приложены документы, более глубоко раскрывающие содержание проведенных мероприятий и их результатов. В качестве приложений могут быть:
1/ психолого-педагогическая характеристика школьника и среды его развития,
2/ планы-конспекты учебно-просветительских мероприятий,
3/ сценарии практических, коррекционных и развивающих занятий,
4/ отчет о научно-исследовательской работе.
5/ протоколы мероприятий и др.
Таблица 2
Общая схема плана-графика педагогической практики
Этап практики | Действия | Задачи | Сроки исполнения |
1. Предварительный | 1.1. Посещение установочной конференции по педпрактике | 1) Получить информацию руководителя со стороны факультета по организации и проведению педпрактики. 2) Получить предписание на практику. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
1.2. Консультация с руководителем практики от кафедры по организации практики | 1) Обсуждение оргвопросов прохождения практики. 2) Обозначение задач практики руководителем практики, определение заданий на практику. 3) Совместно с руководителем практики составление плана-графика мероприятий практики. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
2. Организационный | 2.1. Обсуждение с руководителем от базы практики оргвопросов | 1) Знакомство с правилами и порядком работы в организации 2) Уточнение плана-графика мероприятий педпрактики, согласование его с планом мероприятий образовательного учреждения | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
2.2. Встреча учебной группой, с которой будут проводиться мероприятия педпрактики | 1) Знакомство со школьниками, рассказ о себе и совместной работе во время педпрактики. 2) Определение объекта психодиагностики и исследовательской части практики (класс, учебная или воспитательная группа, конкретный школьник, ребенок). 3) Знакомство со школьником, относительно которого будет составляться психолого-педагогическая характеристика. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
2.3. Обсуждение с руководителем от базы практики организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики | 1) Обсуждение темы и формы проведения учебно-просветителького мероприятия. 2) Обсуждение общей схемы и методов психодиагностической работы с классом. 3) Обсуждение общей схемы и методов психолого-педагогической работы с конкретным школьником с целью составления психолого-педагогичсеской характеристики. 4) Обсуждение плана работы с родителями школьников. 5) Обсуждение плана работы с педколлективом организации. 6) Обсуждение формы, методов и условий проведения научно-исследовательской работы. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
2.3. Обсуждение с руководителем от кафедры организационно-методической составляющей мероприятий педпрактики | 1) Утверждение темы учебно-просветителького мероприятия, определение списка учебной и методической литературы для разработки темы и подготовки к занятию. 2) Обсуждение принципов и методов психодиагностики, повторение правил и этических норм психодиагностической работы. 3) Обсуждение организационно-методических вопросов выполнения научно-исследовательской работы. 4) Коррекция плана-графика мероприятий педпрактики. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
2.4. Сбор документов по практике | 1) Ведение дневника практики 2) Подготовка иных документов по практике | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
Таблица 2 (продолжение)
3. Подготовка мероприятий | 3.1. Подготовка учебно-просветительского мероприятия | 1) Составление содержательной части учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ и выбор педагогических методов и приемов, которые будут использоваться при проведении мероприятия, определение формы проведения мероприятия. 3) Составление плана-конспекта учебно-просветительского мероприятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры методических материалов по проведению мероприятия. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
3.2. Подготовка психодиагностической работы с группой | 1) Подбор методик для проведения психодиагностической работы с классом, оценка их эффективности. 2) Составление вопросов для социометрии и анкетирования. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры подобранных методов психодиагностики с анализом их надежности, валидности, объективности, правомочности использования в условиях практики. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
3.3. Подготовка психолого-педагогической работы с конкретным школьником | 1) Составление плана беседы со школьником. 2) Встреча со школьником, установление контакта. 3) Составление плана беседы с педагогами школы относительно личности ребенка и условий его обучения. 4) Составление плана беседы с родителями школьника относительно условий его развития и воспитания в семье. 5) Составление плана беседы с одноклассниками школьника относительно его личности, отношений со сверстниками, особенностями школьной жизни. 6) Составление плана наблюдения за школьником, его поведения в условиях школы. 7) Составление плана психодиагностики школьника, подбор адекватных методов. 8) Составление плана профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником, подбор адекватных методов. 9) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры схемы психолого-педагогической работы со школьником, планов бесед и списка вопросов к ним, методов психодиагностики. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
3.4. Подготовка профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников | 1) Анализ литературы по проведению коррекционных и развивающих занятий со школьниками. 2) Подбор методов и приемов для проведения занятий, оценка их эффективности. 3) Составление сценария занятия. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры сценария занятия, методов его проведения, целей, которых необходимо достичь при осуществлении мероприятия. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
3.5. Подготовка мероприятий с родителями | 1) Составление плана родительского собрания, его содержания. 2) Составление списка вопросов и тем обсуждения, которые необходимо раскрыть на родительском собрании. 3) Составление общей схемы проведения родительского собрания. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры цели, содержания, формы проведения родительского собрания. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
3.6. Подготовка научно-исследовательской работы | 1) Составление плана научно-исследовательской работы. 2) Подбор методик для проведения научно-исследовательской работы, оценка их эффективности. 3) Обсуждение с руководителем от базы практики и руководителем от кафедры организационных и методических вопросов проведения научно-исследовательской работы. 4) Предварительное взаимодействие с людьми, участвующими в научно-исследовательской работе | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
Таблица 2 (продолжение)
4. Реализация мероприятий | 4.1. Проведение учебно-просветительского мероприятия | 1) Проведение учебно-просветительского мероприятия 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей мероприятия с руководителем от базы практики | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
4.2. Проведение психодиагностической работы с группой | 1) Инструктирование школьников перед проведением психодиагностики. 2) Формирование у школьников должной мотивации пройти психодиагностическое обследование. 3) Проведение анкетирования. 4) Проведение социометрии. 5) Проведение тестирования. 6) Анализ студентом характера выполнения психодиагностической работы. 7) Обсуждение психодиагностической работы с руководителем от базы практики | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
4.3. Проведение психолого-педагогической работы с конкретным школьником | 1) Проведение бесед со школьником и его одноклассниками. 2) Проведение бесед с педагогами школы относительно школьника. 3) Проведение бесед с родителями школьника, оценка семейной среды его развития. 4) Оценка особенностей, позитивных и негативных сторон школьной среды развития ребенка. 5) Проведение наблюдения за школьником и психодиагностики. 6) Проведение профилактической, коррекционной и (или) развивающей работы со школьником. 7) Рефлексия студентом своей работы со школьником. 8) Обсуждение с руководителем от базы практики результатов психолого-педагогической работы со школьником. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
4.4. Проведение профилактических, коррекционных и (или) развивающих занятий с группой школьников | 1) Проведение занятия. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении занятия. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного занятия. 4) Обсуждение плюсов и минусов, итогов и особенностей занятия с руководителем от базы практики | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
4.5. Проведение мероприятий с родителями | 1) Проведение мероприятия с родителями. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при проведении мероприятия с родителями. 3) Получение обратной связи от группы о плюсах и минусах проведенного мероприятия с родителями. 4) Обсуждение, плюсов и минусов, итогов и особенностей проведения мероприятия с руководителем от базы практики | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
4.6. Проведение научно-исследовательской работы | 1) Выполнение научно-исследовательской работы. 2) Рефлексия студентом своей деятельности, успехов и неудач, при выполнении научно-исследовательской работы. 3) Обсуждение результатов научно-исследовательской работы с руководителем от базы практики | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
Таблица 2 (продолжение)
5. Подведение итогов | 5.1. Анализ проделанной работы, ее результатов, достижение цели, выполнение поставленных задач | 1) Общий анализ итогов учебно-просветительского мероприятия. 2) Анализ результатов психодиагностики. 3) Анализ результатов психолого-педагогического изучения школьника и среды его развития. 4) Анализ результатов развивающих занятий с группой школьников. 5) Анализ результатов проведенного мероприятия с родителями. 6) Анализ результатов научно-исследовательской работы. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
5.2. Самоанализ студентом своей деятельности в организации во время педпрактики | 1) Самоанализ студента своей работы со школьниками и их родителями ее успехов и неудач, ошибок и достижений, оценка своей результативности. 2) Определение путей повышения эффективности работы, устранение недочетов, развития компетенций, совершенствования стиля профессиональной деятельности. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
5.3. Подготовка отчета по педагогической практике и других документов | 1) Написание отчета по педагогической практике. 2) Написание приложений к отчету по педагогической практике: психолого-педагогической характеристики школьника, план-конспектов и сценариев проведенных занятий, протоколов, отчета по научно-исследовательской работе. 3) Окончательное оформление дневника практики, подписание его у руководителя со стороны базы практики. 4) Обсуждение с руководителем от базы практики отчета по педагогической практике и других документов. 5) Написание руководителем от базы практики в предписании на практику. характеристики на работу студента, выставление оценки, утверждение пребывания на практике печатями образовательного учреждения. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 | |
6. Заключительный | 6.2. Обсуждение с руководителем практики от кафедры по организации практики | 1) Проверка руководителем от кафедры отчета по практике. 2) Обсуждение с руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему. 3) Совместный анализ студента и руководителя от кафедры итогов практики, успехов и неудач, характеристика студентом специфики профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. 4) Утверждение руководителем от кафедры отчета по практике и приложений к нему, выставление оценки. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
6.3. Посещение установочной конференции по педпрактике | 1) Обсуждение итогов педагогической практики на итоговой конференции совместно с другими практикантами, преподавателями, руководителем педпрактики со стороны факультета. 2) Защита отчета по практике. 3) Выставление окончательных оценок. | с 01.01.2020, по 01.04.2020 |
Рекомендуемая литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Сфера, 1999. – 446 с.
2. Бараева Е.И., Ершова М.В., Маковчик С.Н. Педагогическая практика. – Минск: РИВШ, 2007. – 100 с.
3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
4. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
5. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию "психолог". – М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 464 с.
6. Двинин А. Успешный психолог. – СПб.: Изд-ва «Левша. Санкт-Петербург». – 2007. – 224 с.
7. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. – Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1993. – 214 с.
8. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
9. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
10. Лосева В.К., Гульнов А.И. Современные теории и технологии психологической помощи. - М.: МПСИ, 1995. – 216 с.
11. Психологические задания на период педагогической практики /Под ред. Е.А. Силиной. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 248 с.
12. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 670 с.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х т. – М., 1999. – Т. 1-2.
14. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: МПСИ, 2000. – 182 с.
15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. – М.: ДАЕ, 2000. – 120 с.
16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.
17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 432 с.
Содержание
Введение 3
1. Общие вопросы организации практик 5
2. Учебная практика 8
3. Производственная практика 13
4. Педагогическая практика 22
Рекомендуемая литература 30
Александр Владимирович Орлов
Елена Николаевна Башук
Елена Николаевна Васильева
Организация и проведение практик у студентов, обучающихся по направлению «Психология»:
Учебно-методическое пособие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»
603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0
Заказ № . Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии Нижегородского госуниверситета
им. Н.И. Лобачевского
603600, г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37
Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.
* Если педагогическая практика проходит не в школах, то работа осуществляет с детьми или учащимися данного образовательного учреждения