Тема. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе
Практическое занятие № 1
Тема. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая готовность к школе, значение.
2. Подходы к интерпретации понятия психологическая готовность к школе.
3. Психологическая готовность и школьная зрелость.
4. Психологическая готовность и зона ближайшего развития ребенка.
5. Структура психологической готовности к обучению в школе по Л.И. Божович, А.В. Запорожцу, Д.Б. Эльконину, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикову, Н.И. Гуткиной, Й. Шванцара, Г. Витцлаку и др.
Литература:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды.-М.,1995.
2. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2005.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://klex2.ru/813
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
7. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. – М., 1977.
8. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
Тема. Личностная готовность как центральный компонент психологической готовности ребенка к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1. Личностная готовность, значение.
2. Внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович).
3. Показатели внутренней позиции школьника.
4. Этапы становления внутренней позиции школьника.
5. Соподчинение мотивов.
6. Дифференцированная самооценка.
Литература:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды.-М.,1995.
2. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2005.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://klex2.ru/813
4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
Практическое занятие № 2
Тема. Интеллектуальная готовность как компонент психологической готовности ребенка к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1) Интеллектуальная готовность, значение.
2) Показатели интеллектуальной готовности и их характеристика.
Литература:
1. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2005.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://klex2.ru/813
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
Тема. Эмоционально-волевая готовность как компонент психологической готовности ребенка к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1) Эмоционально-волевая готовность, значение.
2) Осознанность эмоций и умение ими управлять.
3) Формирование произвольности поведения.
Литература:
1. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2005.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://klex2.ru/813
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1987.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
Тема. Социально-психологическая готовность как компонент психологической готовности ребенка к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1) Социально-психологическая готовность, значение.
2) Особенности общения со взрослыми и сверстниками, определяющие успешное обучение ребенка в школе.
3) Особенности отношения к себе.
Литература:
1) Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
2) Лисина М.И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со взрослыми // Формирование школьной зрелости. – Таллин, 1982.
3) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать основные понятия темы: общение, формы общения со взрослыми и сверстниками.
2. Сделать выписки из литературных источников № 1,2 по вопросам плана.
Тема. Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности диагностической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Тесты школьной зрелости.
3. Тесты достижений и тесты способностей.
4. Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.
5. Диагностика учебной мотивации.
6. Диагностические комплексы Л.А. Ясюковой и Н.И. Гуткиной.
7. Специфика написания диагностического заключения.
Литература:
1. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова – Томск: Пелинг, 1992.
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – Москва-Воронеж, 1998.
3. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2002.
4. Ермолаева М.В., Ерофеев И.Г. Психологическая карта дошкольника. Готовность к школе. – Москва – Воронеж, 2003.
5. Ермолаева М.В., Ерофеев И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). – Москва – Воронеж, 2003.
6. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития дошкольников. – М., 1998.
8. Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
9. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «пракйм-ЕВРОЗНАК», 2003.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. – М.: Флинта, 2003.
11. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: Иматон, 2010.
Практическое занятие № 3