Общение и личностные взаимодействия

общение в межличностных отношениях выполняет некоторые функции.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в

общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной,

интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим

выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и

аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде

обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. .

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых

систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы

используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы)

коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты,

мимику, пантомиму);

- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и

т. п.);

- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

- визуальное общение (система контакта глазами).

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения

заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной

деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать

несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в

социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-

первых, для характеристики действительных реальных контактов людей

(действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;

во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе

совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом,

невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы,

принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все

составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и

коррекцию поведения.

Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

с целью познать и понять его мысли и представления.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией

эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта

эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих

эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо

сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление

или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в

которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:

организация совместной деятельности; познание людьми друг друга;

формирование и развитие межличностных отношений

Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания

общающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения

объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с

познаваемой реальностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом

познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При

этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании

взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и

как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому

в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о

межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи

предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А.,

1965,1983).

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются

идентификация, эмпатия и рефлексия.

В проблематике общения

идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению

с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также

понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью

«понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание»

здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное

понимание».

Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных

суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом

того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе

взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной

обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения

субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира

друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная

аттракция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс

формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего,

результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее

время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования

эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных

взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода

социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Наши рекомендации