Понятие мотива и мотивации. Классификация мотивов. Основные теории мотивации
Мотив – это отражение потребности, субъективно переживаемое побуждение в деятельности.
Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Мотивация- это движущие силы поведения.
Мотив в отличие от мотивации, — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее напрвленность.
Маслоу:
- физиолог потребности:
- потребность в безопасности.
- потребность в любви и привязанности
- в признании и оценке.
- самоактуализации.
Маслоу создал иерархическую модель мотивации в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в которой удовлетворены более низшие потребности.Человек рождается с двумя основными потребностями (кроме биологических): потребность в контактах и познавательная. На первых порах они тесно переплетены. Они являются необходимым условием формирования человека на всех ступенях его развития.В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс “узнавания” потребностью своего предмета – опредмечивание потребности.
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.
Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
Индивид отражает биологическую сущность человека как вида. Индивидуальные хар-ки чел-ка отражают особенности его как представителя вида homosapiens. Хар-ки: половозрастные особенности, конституциональные и нейродинамические (особенности нервной системы).
Личность отражает принадлежность чел-ка к определённой общности. Это социализированный индивид. Особенности: мотивационные (его направленность), уровень развития самосознания, совокупность социальных ролей и статусов.
Индивидуальность характеризует своеобразие человека и как индивида, и как личности.
Личность – базовая категория психологии, кот. отражает характерные устойчивые формы поведения чел-ка в обществе.
Структура личности включает в себя основные компоненты, определяющие поведение чел-ка в различных ситуациях:
1. С.Л. Рубинштейн выделяет компоненты:
1) Что чел-к хочет, к чему он стремится. Мотивационные особенности и направленность.
2) Что чел-к может, каковы его потенциальные возможности. Способности чел-ка.
3) Что чел-к есть на самом деле. Характер личности.
Структурные компоненты лич-ти существуют не изолированно друг от друга, а в процессе взаимодействия. В деят-ти психические св-ва лич-ти проявляются и формируются взаимопроникая друг в друга. Они образуют целостное системное качество, кот-ое и является личностью.
2. Структурная модель личности по Голубевой Э.А.:
1) Мотивация
2) Темперамент
3) Способности
4) Характер.
Эти компоненты объединены между собой в систему образующими качествами: побуждение, эмоциональность, активность, саморегуляция. Особенности этих качеств: они одновременно входят в состав 2-х структурных компонентов.
организм (индивид). Хар-ризуется: потребности - св-ва нервной системы, общей и человеку, и животным – социально-человеческие св-ва нервной системы - прижизненно сформированные системы временных связей - Общая конституция – жизнедеятельность.
личность.Хар-ризуется: интересы и склонности - интроверсия, экстраверсия - актуализированные призвания – целеустремлённость - Направленность и мировоззрение – деятельность.
Человек (индивидуальность).Хар-ризуется: побуждение –мотивация – эмоциональность – темперамент - активность - способности - саморегуляция - характер – побуждение – поведение.
Наука о личности – персонология.