Психологическая характеристика речи

Речь– процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Язык– это средство общения с другими людьми.

Виды речи:

1.Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой стороны.

2.Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

3.Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

4.Письменная речь – это речь посредством письменных знаков.

5.Внутрення речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Свойства речи:

1.Содержательность – определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2.Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделением слов с помощью логического ударения (т.е. интонационным рисунком).

3.Выразительность – связана с её эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности речь может быть – яркой, энергичной, или вялой, бледной).

4.Действенность – заключается во влиянии речи на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Функции речи:

1.Функция выражения – заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяют возможности выражения мыслей.

2.Функция воздействия – заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

3.Функция обозначения – состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

4.Функция сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

6. Психологическая характеристика возрастных периодов.

Говоря, о возрастной психологии, мы оперируем таким понятием как возраст.

Возраст или возрастной период- это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику.

Основными составляющими психологического возраста («психологический портрет»), согласно учению Л. Выготского, являются:

1.Социальная ситуация (круг общения и характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе, спортивной секции, с обществом в целом).

2.Уровни развития ведущей, а также других видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования).

3.Новообразования в сфере сознания и личности.

Периодизация детского и юношеского возраста:

Период новорожденности.(от рождения до 2 месяцев)

Главная особенность этого периода связана с тем, что ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все его существование в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.

Младенческий возраст.(от 2 мес.-до12 мес.)

Основное новообразование - первоначальное сознание психической общности со взрослым, матерью, предшествующее выделению собственного “Я». Первая специфическая форма реагирования именно на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя, улыбку, вокализацию и двигательную активность младенца взрослому.

Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем - ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны.

Наши рекомендации