Задания для самостоятельной работы. 2) Студент первого курса всю ночь готовится к экзамену по психологии
2) Студент первого курса всю ночь готовится к экзамену по психологии. Он устал и очень хочет спать, но постоянно напоминает себе о том, что, от результата этого экзамена зависит его стипендия.
3) Во время воздушного боя лётчик получил смертельную рану. В какое-то время он понял, что если выпустит из рук штурвал самолёта, погибнут все, кто там находится. И вот лётчик продолжает управлять самолётом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолёта его выносят уже мёртвым. (По Ф. Н. Гоноболину.)4) Абитуриентка Светлана не прошла по конкурсу при поступлении в университет на факультет психологии, поэтому будет весь год еще более настойчиво готовиться для поступления во второй раз.
2. Соотнесите названия волевых качеств и описания их характеристик.
Волевые качества | |
Название | Характеристика |
1. Настойчивость 2. Инициативность 3. Целеустремленность 4. Выдержка (самообладание) 5. Самостоятельность 6. Дисциплинированность 7. Решительность | а) сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности; |
б) умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; | |
в) отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений; | |
г) умение сдерживать свои чувства и владеть собой, недопущение импульсивных и необдуманных действий; | |
д) сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку; | |
е) способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов; | |
ж) способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. |
4.Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
Настойчивость, сознание, воля, отражение, упрямство, психика.
5. Обобщите приведенные цитаты, выпишите понятия, раскрывающие сущность волевого поведения.
1) Все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости.
2) Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде "идеальных стремлений", и в этом виде они становятся "идеальными силами". (Ф. Энгельс)
3) Волевые проявления – продукт системной работы мозга, в которой ведущую роль играют "второсигнальные управляющие импульсы тонизирующего и тормозящего характера". (И. Павлов)
4) Воля не есть какой-то безличностный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения. (И. М. Сеченов)
6.Проанализируйте и объясните приведенные афоризмы с позиций современной психологической науки.
1) В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. (Бэбкок)
2) Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (Ирвинг)
3) У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Леопарди)
4) Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший)
5) Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (Цицерон)
6) Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. (Эбнер-Эшенбах)
7) Максимум воли есть максимум повиновения. (Л. С. Выготский)
7. Подготовьтесь к участию в интерактивной игре «Психолого-педагогический семинар. Тема: «Пути и средства развития воли школьников». Используйте рекомендованную литературу [13], [22], [30] и другие источники.
Вопросы для подготовки к обсуждению в ходе игры: 1) Различия в развитии воли детей младшего, среднего и старшего школьного возраста; 2) Условия развития воли; 3) Пути, приемы и средства развития воли.
Цель: организация взаимодействия для углубления и закрепления знаний студентов по изучаемой теме; для развития умений применения теоретических знаний на практике в процессе имитации реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов.
Описание хода игры
Введение в игру. Ведущий (преподаватель) объясняет название игры и озвучивает инструкцию.
Инструкция: «Представьте себе, что вы являетесь педагогами общеобразовательной школы. Сегодня у вас проходит методический семинар на тему: «Пути и средства развития воли школьников». Вам предстоит всесторонне обсудить данную проблему со своими «коллегами» и совместно разработать рекомендации школьникам по развитию волевых качеств и черт характера».
Распределение ролей. Предполагаемый набор ролей: завуч, школьный психолог, учителя-предметники.
Выступления: «завуча» (озвучивает проблему, обосновывает необходимость ее решения, ставит задачу – разработать конкретные рекомендации школьникам для развития воли); «психолога» (излагает психологические аспекты проблемы – особенности развития воли в младшем, среднем и старшем школьном возрасте).
Распределение «педагогов-предметников» по минигруппам для обсуждения. Обсуждение в минигруппах (3-5 студентов) осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Каждый «учитель» предлагает свои приемы и способы. Результатом работы минигруппы являются 3-5 согласованных рекомендаций. Группа выдвигает своего представителя для выступления перед участниками «методического семинара».
Выступления представителей минигрупп и обсуждение предложений. Каждый из участников может соглашаться или не соглашаться с мнением «коллег», высказывать свое мнение. В итоге выступления принимаются 2-3 рекомендации, которые будут включены в общие рекомендации школьникам.
Выступление «психолога», который озвучивает окончательный вариант рекомендаций школьникам по развитию воли, согласовывает способы их представления учащимся и заканчивает работу «семинара».
Подведение итогов игры.