Никола́й Степа́нович Гумилёв
(1886 – 1921)
Основные этапы творчества:
Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле, Ф.Вийону, Т.Готье и даже к эпически-монументальным произведениям Некрасова. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения
Стихотворения для чтения наизусть: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Незнакомка».
(одно стихотворение на выбор).
А́нна Андре́евна Ахма́това
(1889 —1966)
Основные этапы творчества:
Триумфальное вхождение Ахматовой в литературу – первый этап ее творчества. Ахматова почти не прошла школу литературного ученичества, во всяком случае, той, что совершилась бы на глазах учителей, - участь, которой не избегли даже крупнейшие поэты, - и в литературе выступила сразу как стихотворец вполне зрелый. Почти сразу же Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.
2.Вторая эпоха творчества – послереволюционное двадцатилетие. Лирика второй эпохи жизни Ахматовой – послереволюционного двадцатилетия постоянно расширялась,
вбирая в себя новые и новые, ранее не свойственные ей области, а любовный роман, не перестав быть главенствующим, все же занял в ней лишь одну из поэтических территорий. Однако инерция читательского восприятия была настолько велика, что Ахматова и в эти годы, когда обратилась к гражданской, философской и публицистической лирике, большинством воспринималась исключительно как художник любовного чувства. Но это было далеко не так. 3. «Третья слава» Ахматовой.
«Третья слава» Ахматовой наступила после смерти Сталина и длилась лет десять. (Анна Андреевна еще успела застать начало новой к ней подозрительности, длившейся два десятилетия).
Это была слава не только всесоюзная, но и зарубежная. Ей вручена была в Италии литературная премия «Этна- Таормина», и в Англии присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета.
В то время Анна Андреевна охотно общалась с молодой поэзией, и многие ее представители побывали у нее и читали ей свои стихи . В поздней поэзии Ахматовой наиболее устойчивый мотив – прощание со всем прошлым, даже не с жизнью, а именно с прошлым: «На прошлом я черный поставила крест…».И все же столь решительного и всеотрицающего разрыва с «первой манерой», как склонна была считать Ахматова, у нее не было. Можно поэтому взять любую строку – из раннего творчества или позднего, и мы безошибочно узнаем ее голос – разделенный, отчетливый и властный, перехваченный нежностью и страданием.
В своей поздней лирике Ахматова рассчитывает не на прямой смысл слова, а на его внутреннюю силу. Прелесть жизни постоянно преодолевала мрак ее последних стихов.Нам она оставила поэзию, где есть все - и мрак жизни, и глухие удары судьбы, и отчаяние, и надежда, и благодарность солнцу, и «прелесть милой жизни».
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. (1911 г).
1.К какому литературному течению принадлежит ранняя лирика А.А.Ахматовой?
Акмеизм
2. Какой прием, состоящий в придании природным объектам человеческих черт, используется во второй и третьих строфах?
Олицетворение
3. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально-окрашенных определений (например, «горели свечи равнодушно-желтым огнем»)?
Эпитет
4. Как называется вид рифмовки, который использован автором в стихотворении?
Перекрестная