Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница

10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

10.2. Для повышения качества управленческих решений.

10.3. Для разработки стратегии управления.

10.4. Для эффективного совершенствования управления.

10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

11. Что является системен управления?

11.1. Структура органов и звеньев управления.

11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.

11.3. Организационная форма управления.

11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.

11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.

12. Что такое проблема?

12.1. Это направление исследования

12.2. Совокупность информации о состоянии системы.

12.3. Тенденция развития управления системы.

12.4. Противоречие, требующее разрешения.

12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.

13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?

13.1. Методология определяет вид и форму организации.

13.2. Они не имеют прямой зависимости.

13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.

13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.

14. Что понимается под целью исследования?

14.1. Выбор предмета исследования

14.2. Главная направленность исследования.

14.3. Проблема развития

14.4. Познание тенденции развития.

14.5. Поиск путей эффективного развития.

15. Назовите главный признак концепции исследования.

15.1. Наличие всей необходимой информации.

15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.

15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.

15.5. План организации и проведение исследования.

16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?

16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.

16.2. Обостряется конкуренция.

16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.

16.4. Повышается сложность решаемых проблем.

16.5. Развитие науки этому способствует.

17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

17.1. Использование компьютера.

17.2. Полнота информации о проблеме.

17.3. Организация исследования

17.4. Методология исследования

17.5. Творческий потенциал менеджера.

18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?

18.1. Это способ получения дополнительной информации.

18.2. Это вид деятельности человека.

18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.

18.4. Это навыки анализа и проектирования.

18.5. Познание законов природы и общества.

19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?

19.1. Затруднено получение объективной информации.

19.2. Размыты границы объекта исследования.

19.3. Ограничены возможности экспериментирования.

19.4. Решающее значение системного подхода.

19.5. Динамичность процесса функционирования.

20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.

20.2. Позволяет определить свойства явлений.

20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)

20.4. Дает дополнительную информацию.

20.5. Способствует поиску новых факторов.

21. Что является главным в системном подходе к исследованию?

21.1.Тип мышления менеджера.

21.2. Знание предмета исследования.

21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.

21.4. Определение целостности и связи явлений.

21.5. Наличие всей необходимой информации.

Схемы курса "Исследование систем управления"

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Вопросы к размышлению:

1. От чего зависит достижение этих свойств?

2. Как они влияют на процесс обучения?

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Глоссарий

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Анализ — мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопос­тавление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изу­чение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования — грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Вопрос — форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие — сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружа­ющей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Гипотеза — предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведе­ниях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для не­которых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Декомпозиция — разделение целого на части по критериям функцио­нального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование — передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. ) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниции —определение понятий, построенное по принципам фор­мальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность — совокупность сознательных действий человека для до­стижения какой-либо цели.

Диалектика — комплекс принципов исследования, направленный на по­иск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию — использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наибо­лее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов иссле­дования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и ко­личества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.

Дихотомия — вид классификации, разделение на две группы по опреде­ленным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство — интеллектуальная операция, состоящая в установле­нии истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и прак­тической деятельностью.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Закономерности — устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания — закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяю­щий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Имитация — подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации — поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изме­нениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, ре­формировании и нр.

Интегральный интеллект — эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы — реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция — способность постижения истины, без ее обоснования и до­казательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация — структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой про­блеме.

Исследования — вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятель­ности человека, в частности в практике управления.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характе­ристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.

Классификация — прием, посредством которого из некоторого множе­ства объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы

каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.

Консультации — советы, даваемые специалистами на основе изучения кон­кретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, цело­стно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности ис­следуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.

Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологи­ческого характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

Критерий — основа сопоставления и выделения групп явлений или от­дельных их свойств для установления классификационной или типологичес­кой принадлежности.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Логика — 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность ин­теллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суж­дениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в про­цессе исследования,

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Менеджер — лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы администра­тивного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эф­фективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования — логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определе­ние рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы (исследования) — способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление — интеллектуальная деятельность человека, позволяющая по­знавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Объект исследования — область деятельности человека, в которой обна­руживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция — элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт — основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования — упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обя­занности, ответственность, нормативы и пр.).

Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Персонал управления — работники, выполняющие функции и полномо­чия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования — организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей действи­тельностью.

Подход — наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, началь­ная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис­следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию — исходная позиция исследователя, определяю­щая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове­дения.

Понятие — обозначение явлений и предметов действительности в мыш­лении человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест­венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании — степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инно­вационный стиль управления.

Практика — целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм — совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол­нения работы.

Процесс исследования — последовательность этапов осуществления ис­следования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Результат исследования — в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкрет­ные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тен­денциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Свойства — отличительные признаки предмета или явления, отражаю­щие его сущность, содержание и особенности.

Синектика — метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления — 1. Совокупность отношений управления в соци­ально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Стратификация — определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психоло­гическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.

Тест — средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при по­мощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Типологический анализ — сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективно­го в конкретных обстоятельствах.

Типология — разделение и систематизация объектов по критерию обоб­щенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования — разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Управление — целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединя­ющее совместную деятельность людей.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Характеристики — совокупность фактов, отражающих содержание, со­стояние или изменения того или иного явления.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Цель исследования — идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном прове­дении исследования.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Эффективность исследования — соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница - student2.ru

Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления

1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

2. Единство методологии и организации исследования управления.

3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управле­ния.

4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.

5. Научная полемика в исследовании систем управления.

6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.

7. Организация исследования в практике управления.

8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.

9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.

11. Взаимоотношения теории и практики управления.

12. Планирование в исследовании управления.

13. Тестирование в исследовании проблем управления.

14. Использование социологических исследований в изучении управле­ния.

15. Концепция исследования: конструирование и реализация.

16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.

17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (орга­низациях) и выбор подходов к исследованию.

18. Моделирование социально-экономических процессов: границы воз­можного и факторы эффективности.

19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

20. Методологические принципы построения научной концепции. Науч­ное управление.

21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.

22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использо­вание, ограничения, эффективность.

24. Формально-логические методы исследования: особенности и возмож­ности.

25. Разработка и доказательство гипотезы.

26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.

27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяю­щие.

28. Классификация операций процесса исследования управления.

29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.

30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.

31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полез­ности результатов исследования?

32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.

33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?

34. Параметрическое исследование систем управления.

35. Принципы и процесс диагностики систем управления.

36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследо­вании управления.

38. SWOT-анализ в исследовании управления.

39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективнос­ти.

40. Исследование методом "мозгового штурма".

41. Консультирование в исследовательской деятельности.

42. Методологическая культура исследователя.

Наши рекомендации