Назовите принципы роботы исследователя с фактами. 4 страница
10.1. Чтобы повышать квалификацию менеджера.
10.2. Для повышения качества управленческих решений.
10.3. Для разработки стратегии управления.
10.4. Для эффективного совершенствования управления.
10.5. Для получения дополнительной информации при принятии решений.
11. Что является системен управления?
11.1. Структура органов и звеньев управления.
11.2. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность.
11.3. Организационная форма управления.
11.4. Совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей.
11.5. Комплекс характеристик, отражающих состояние управления.
12. Что такое проблема?
12.1. Это направление исследования
12.2. Совокупность информации о состоянии системы.
12.3. Тенденция развития управления системы.
12.4. Противоречие, требующее разрешения.
12.5. Кризисные ситуации в развитии управления.
13. Как взаимосвязаны методология и организация ее исследования?
13.1. Методология определяет вид и форму организации.
13.2. Они не имеют прямой зависимости.
13.3. Организация определяет выбор методологии исследования.
13.4. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.
13.5. Методология определяет получение информации, организация - ее обработку.
14. Что понимается под целью исследования?
14.1. Выбор предмета исследования
14.2. Главная направленность исследования.
14.3. Проблема развития
14.4. Познание тенденции развития.
14.5. Поиск путей эффективного развития.
15. Назовите главный признак концепции исследования.
15.1. Наличие всей необходимой информации.
15.2. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.
15.3. Комплекс ключевых положений по методологии и организации следования.
15.4. Совокупность эффективных подходов и исследований.
15.5. План организации и проведение исследования.
16. Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?
16.1. Повышается образовательный уровень менеджеров.
16.2. Обостряется конкуренция.
16.3. Компьютер расширяет возможность анализа.
16.4. Повышается сложность решаемых проблем.
16.5. Развитие науки этому способствует.
17. Какой из факторов является решающим в успехе исследования?
17.1. Использование компьютера.
17.2. Полнота информации о проблеме.
17.3. Организация исследования
17.4. Методология исследования
17.5. Творческий потенциал менеджера.
18. Какое из определений исследования Вы считаете наиболее полным?
18.1. Это способ получения дополнительной информации.
18.2. Это вид деятельности человека.
18.3. Это способ использования знаний к практической деятельности.
18.4. Это навыки анализа и проектирования.
18.5. Познание законов природы и общества.
19. В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
19.1. Затруднено получение объективной информации.
19.2. Размыты границы объекта исследования.
19.3. Ограничены возможности экспериментирования.
19.4. Решающее значение системного подхода.
19.5. Динамичность процесса функционирования.
20. Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
20.1. Определяет комплексный подход в исследовании.
20.2. Позволяет определить свойства явлений.
20.3. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.)
20.4. Дает дополнительную информацию.
20.5. Способствует поиску новых факторов.
21. Что является главным в системном подходе к исследованию?
21.1.Тип мышления менеджера.
21.2. Знание предмета исследования.
21.3. Возможность имитационного моделирования явлений.
21.4. Определение целостности и связи явлений.
21.5. Наличие всей необходимой информации.
Схемы курса "Исследование систем управления"
Вопросы к размышлению:
1. От чего зависит достижение этих свойств?
2. Как они влияют на процесс обучения?
Глоссарий
Анализ — мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.
Аспект исследования — грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления, например организационный, социальный, психологический и другие аспекты.
Вопрос — форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.
Восприятие — сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.
Гипотеза — предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом.
Декомпозиция — разделение целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.
Делегирование — передача (полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. ) другому лицу или звену системы управления.
Дефиниции —определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.
Деятельность — совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.
Диалектика — комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.
Диалектический подход к исследованию — использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т. д.
Дихотомия — вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.
Доказательство — интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нес, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
Закономерности — устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.
Знания — закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.
Имитация — подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.
Инновации — поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деятельности человека, отражающие его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и нр.
Интегральный интеллект — эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.
Интересы — реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.
Интуиция — способность постижения истины, без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.
Информация — структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.
Исследования — вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности человека, в частности в практике управления.
Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оцепить его результативность.
Классификация — прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы
каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.
Консультации — советы, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.
Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека.
Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
Критерий — основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.
Логика — 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования,
Менеджер — лицо, принимающее управленческие решения в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления, где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).
Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
Методология исследования — логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.
Методы (исследования) — способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.
Мышление — интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.
Объект исследования — область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.
Операция — элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.
Опыт — основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.
Организация исследования — упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).
Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
Персонал управления — работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.
План исследования — организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.
Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Подход — наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).
Подход к исследованию — исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.
Понятие — обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.
Потребность в исследовании — степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.
Практика — целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.
Предмет исследования — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.
Программа исследования — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.
Профессионализм — совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы.
Процесс исследования — последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.
Результат исследования — в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.
Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Свойства — отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, содержание и особенности.
Синектика — метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.
Система управления — 1. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.
Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.
Стратификация — определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.
Тест — средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.
Типологический анализ — сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах.
Типология — разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца.
Типология исследования — разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.
Управление — целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.
Характеристики — совокупность фактов, отражающих содержание, состояние или изменения того или иного явления.
Цель исследования — идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования.
Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления
1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.
2. Единство методологии и организации исследования управления.
3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управления.
4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.
5. Научная полемика в исследовании систем управления.
6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.
7. Организация исследования в практике управления.
8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.
9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.
10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.
11. Взаимоотношения теории и практики управления.
12. Планирование в исследовании управления.
13. Тестирование в исследовании проблем управления.
14. Использование социологических исследований в изучении управления.
15. Концепция исследования: конструирование и реализация.
16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.
17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (организациях) и выбор подходов к исследованию.
18. Моделирование социально-экономических процессов: границы возможного и факторы эффективности.
19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.
20. Методологические принципы построения научной концепции. Научное управление.
21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.
22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.
23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использование, ограничения, эффективность.
24. Формально-логические методы исследования: особенности и возможности.
25. Разработка и доказательство гипотезы.
26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.
27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяющие.
28. Классификация операций процесса исследования управления.
29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.
30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.
31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полезности результатов исследования?
32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.
33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?
34. Параметрическое исследование систем управления.
35. Принципы и процесс диагностики систем управления.
36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.
37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследовании управления.
38. SWOT-анализ в исследовании управления.
39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности.
40. Исследование методом "мозгового штурма".
41. Консультирование в исследовательской деятельности.
42. Методологическая культура исследователя.