Этнопсихологических исследований
Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки обобщения этнопсихологических данных.
Проблема изучения особенностей психологического облика народов возникла как результат практических потребностей людей, их естественного стремления знать специфику поведения и обычаи населения стран, с которыми они поддерживали политические, экономические и культурные связи.
Начиная с Геродота и Тацита, ученые древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Это, как считалось, могло облегчить сношения с соседями, понять их замыслы и намерения, характер поведения, поступки. О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. В сочинениях такого рода было много фантастического, надуманного, субъективного, хотя подчас в них содержались и интересные сведения, почерпнутые из непосредственных наблюдений за жизнью других народов.
Констатируя различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, физическое и психологическое своеобразие разных народов объяснял спецификой их географического положения и климатических условий. «Формы поведения людей и их нравы отражают природу страны»,– считал он. Предположение о том, что южный и северный климат неодинаково влияют на организм, а, следовательно, и на психику человека, допускал и Демокрит.
Однако схожие в географическом отношении страны – Канада и Россия, например – населены представителями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Нила и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» – минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию проблемы сформировался только в работах таких классиков философии, как Локк, Руссо, Гегель, Гердер, одним из первых исследователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Цезарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.
Значительно больший интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма. С эпохой открытия не известных ранее стран, новых морских путей, политики колониальных войн, грабежа и порабощения народов целых континентов, образования мирового рынка, по выражению Ф. Энгельса на смену старой национальной замкнутости приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга.
В эпоху, когда капитализм бурно шел в своем развитии по восходящей линии, европейские ученые выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, отражавших конкретные моменты и тенденции в социальной жизни общества. Некоторые из них, верно подмечая, что народы отличаются друг от друга определенными духовными чертами, своеобразными оттенками в нравах и обычаях, в художественном и ином восприятии окружающей действительности, в быту, традициях и т. д., пытались найти корни этих явлений в материальных факторах.
Широкое распространение в социологии того времени получило географическое направление, суть которого заключалась в признании климатических и других природных условий в качестве главного, определяющего фактора развития человеческого общества, т. е. в неправомерном преувеличении роли географической среды в жизни народов. Эту теорию как отправную идею использовали многие философы и социологи в своих попытках объяснить, почему нельзя найти в мире двух народов, абсолютно одинаковых по своим этническим, лингвистическим, психологическим признакам, по быту и культуре.
Из наиболее видных представителей географической школы в социологии глубже других подходил к рассмотрению проблем национальной психологии французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье, который, хотя и стоял на идеалистических позициях, но высказывал ряд интересных и оригинальных мыслей относительно сущности «общего духа» нации, т. е. национального характера. Он констатировал, например, определенную зависимость духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни, хотя последний, согласно его концепции, целиком определялся условиями географической среды. Объяснение социальных явлений не волей Бога, а естественными причинами, т.е. материальными факторами, в то время имело большое прогрессивное значение.
Ссылка сторонников географической школы на решающую роль климата и других природных условий была ошибочна и влекла за собой представления о неизменности этнической психологии. В одной и той же географической зоне, как правило, живут различные народы. Если бы их духовный облик, включая черты национальной психики, обусловливался лишь одной географической средой, то эти народы по своим внутренним этническим признакам были бы похожи друг на друга как капли воды. В действительности же дело обстоит далеко не так.
В течение последних полутора тысяч лет в жизни человечества происходили значительные перемены: сменялись общественно-экономические формации, появлялись новые общественные классы и социальные системы, сливались различные племена и народности, образовывались новые формы этнических отношений. Эти трансформации в свою очередь внесли громадные изменения в духовный облик народов, в их психологию, обычаи и традиции. В корне обновились их представления и понятия о жизни, об окружающем мире, их привычки и нравы, вкусы и потребности, изменилось содержание, а также формы выражения их национального самосознания и чувств. Между тем природно-климатические условия на планете за указанный период сколько-нибудь заметных изменений не претерпевали.
Таким образом, абсолютизация роли географической среды в формировании и развитии черт национальной психологии народов неизбежно вела к утверждению о неизменности и вечности этих черт, к полному отрицанию того, что этнопсихологические различия – явления исторически преходящие.
Идеи народного духа в немецкой философии поддержал И.Г.Гердер. Он рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, а всеобъемлющее, заключающее в себе все своеобразие народа, его характер и душу. Душу Гердер включал вместе с языком, предрассудками, музыкой в число признаков народа. Он подчеркивал зависимость психических компонентов от климата и ландшафта, но допускал и влияние образа жизни и воспитания, общественного строя и истории. Душу народа, по мнению Гердера, можно узнать через его чувства, речи, дела, но на первом месте стоит устное народное творчество, так как именно мир фантазии наилучшим образом отражает народный дух.
Позднее В.Юм, И.Кант, Г.Гегель выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, верно отражавших тенденции в национальной жизни общества. Установив тот факт, что народы отличаются друг от друга определенными духовными чертами, нравами и обычаями, восприятием окружающей действительности, поведением в быту, традициями, они пытались выявить корни этих явлений.
Во второй половине XIX века в европейской социологии возник ряд научных течений, рассматривавших человеческое общество по аналогии с жизнью животного мира. Течения эти назывались по-разному: антропологическая школа в социологии, органическая школа, социальный дарвинизм. Однако суть их была одна: недооценка присущих социальной жизни особых объективных тенденций, механическое перенесение открытых Дарвином биологических законов на явления общественной жизни. Сторонники этих направлений пытались доказать существование прямого воздействия биологических законов на социальную, экономическую и духовную жизнь народов, стремились обосновать «теорию» о непосредственном влиянии анатомо-физиологических задатков людей на психику и на этой основе вывести черты их внутреннего, нравственно-духовного облика из биологических признаков.
Получили развитие и многие другие концепции. Одна из них носила название теории «народного духа», другая – «расовой психологии». Они были шагом вперед в деле изучения национального характера представителей разных этнических общностей, познания факторов, его порождающих.
Зарождение этнопсихологии