Тема: Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Язык как система. Язык и речь.
План
1. Внутреннее строение языковой системы. Языковые единицы и уровни.
2. Естественные и искусственные языки.
3. Функции языка.
4. Язык, речь, общение.
5. Статус русского языка в современном языковом пространстве.
Задания
1.Ответьте на следующие вопросы:
– Что такое язык?
– Какие функции выполняет он в обществе?
– Как вы понимаете выражение “Язык есть важнейшее средство человеческого общения”?
– Какие средства общения, кроме языка, вам известны?
– Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества?
2.Объясните, как Вы понимаете смысл следующих пословиц:
Без языка и колокол нем.
Осла узнают по ушам, медведя по когтям, дурака по речам.
Язык – стяг: впереди войска ходит.
Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает.
Язык до Киева доведёт.
3.Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек познаёт окружающий мир.
Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, с другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений (А. Леонтьев).
3.Указать, о каких функциях языка говорится в данных высказываниях.
1. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения (К. Ушинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко) 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово (В. Белинский).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Русский язык: его историческое изменение и современное состояние.
План
1. Основные этапы становления русского языка.
2. Формы существования современного русского языка: литературный язык, просторечие, социальные и территориальные диалекты.
3. Характеристики современного русского литературного языка.
4. Устная и письменная разновидности литературного языка.
5. Современная языковая ситуация.
Задания
1.Лингвисты выделяют следующие факторы, характеризующие современное состояние русского языка:
1) расширение состава участников массовой и коллективной коммуникации;
2) ослабление цензуры и автоцензуры в СМИ;
3) возрастание личностного начала в речи;
4) расширение сферы спонтанного общения;
5) появление новых жанров в публичной и личной коммуникации;
6) возрождение наименований явлений, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма;
7) появление новых средств выражения, новых видов обращения к незнакомым.
Обоснуйте и подтвердите конкретными примерами названные факторы.
2.Приведите примеры взаимодействия литературного языка с просторечием, жаргоном, территориальными диалектами.
3.Ответьте на следующие вопросы:
– С какой целью некоторые авторы используют арготизмы в своих произведениях?
– Какие социальные диалекты вам знакомы?
– Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова и выражения? В каких случаях это происходит?
– Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Культура речи как особая лингвистическая дисциплина.
План
1. Понятие «культура речи». Основные аспекты и уровни культуры речи.
2. Виды языковых норм.
3. Языковой стандарт и языковая личность.
4. Речевой этикет.
5. Коммуникативная компетенция.
Задания
1.Как соотносятся норма и система языка? В чем состоит специфика языковых норм?
2.Назовите признаки нормативности языкового явления. Чью речь, письменную и устную, следует признать образцовой в сегодняшней языковой ситуации?
3. Определите, обладают ли признаками нормативности следующие языковые факты: було[шн]ая, закосить от армии, народная демократия, разборки, рóзлив нарзана.
4.Проанализируйте приведенные ниже тексты. К каким формам языка их можно отнести? Какая языковая личность в них представлена. Обоснуйте ответ.
Текст 1.
- Привет/ Ленка!
- Приветик// Чо вчера не позвонила?/ Занималась поди?
- Да нет// Со Светкой на Черкизон мотались/ шмутки прикупить хотели// - Ну и чо/ купили?
- Да куртку себе надыбала// Она на мне сидит/ отпад// Короче три по пять пальцы гнуть//
- Сколько отдала?
- Три косаря//.
Текст 2.
Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвёртой ходке на Печору, к комикам, по новой – за рупь сорок четыре (моя кровная). Кичалокшовая. Все брушат, вантажанет и хвостом не бьют. Это не на малолетках.
Текст 3.
Наше с’олоочен’ старъйо// Йомупобол’и чем ч’oтыр’истъ лет// Йаран’шы ф сос’едн’имс’ел’ежыла/ у м’ен’а и с’ечасс’остра там// Фч’орас’ пр’ийехала/ у с’острыгост’ила…(текст записан в фонетической транскрипции в с. Усовка Саратовской обл.// см. Баранникова Л.И. Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. – М., 1980.).
Текст 4.
Я ужэ и-ни-придумаю, как с-ней быть. Запурхалазьбабёшкаса-фсем. И-ни-присядит: с-тёмнава да-тёмнаванасаица. Он, хармазон, сроду урюхаицца, как-свинья. Вази грязь за-им. Сьтирайкажныйбожый день. Давёлда-мату. Я грю: «Госпади, в-вайну, наверна, такова не-была». Дак-он у-ниёищёи-дымит, как-паравос, пачьку в-день. Стала-бы я имуищёпакупать. Тожы-ить ни-милианеры: с-капейкижывут. Да-рази на-ивонапасёсся.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.
План
1.Характеристика современного русского литературного языка в аспекте нормы.
2. Типы норм (общеязыковая, стилистическая, коммуникативная).
3. Классификация общеязыковых норм, их роль в становлении и функционировании литературного языка.
4. Норма и кодификация.
5. Языковая политика. Способы воздействия власти на язык.
Практические задания
Тест
1. Русский язык относится к:
А. южнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков;
Б. восточнославянской подгруппе словенской группы индоевропейской семьи языков;
В. западнославянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи языков;
Г. восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков.
2. Реформатором русского литературного языка был(-и):
А. Кирилл и Мефодий;
Б. Михаил Ломоносов;
В. Александр Пушкин;
Г. Николай Карамзин.
3. Основоположником современного русского литературного языка был(-и):
А. Кирилл и Мефодий;
Б. Михаил Ломоносов;
В. Александр Пушкин;
Г. Николай Карамзин.
4. Речь – это:
А. идеальная система языковых единиц;
Б. средство общения;
В. процесс и результат общения;
Г. код, известный представителям определенного языкового коллектива.
5. Язык – это:
А. биологическое явление;
Б. идеальная система языковых единиц, существующая вне времени и пространства;
В. материализация языковой системы в определенной аудитории;
Г. система правил орфографии и пунктуации.
6. Совокупность идеологических постулатов и практических действий, направленных на регулирование языковых отношений в стране или на развитие языковой системы в определенном направлении, называется:
А. языковым уровнем;
Б. языковой политикой;
В. языковой системой;
Г. языковой нормой.
7. Наименьшей языковой единицей является:
А. морфема;
Б. лексема;
В. фразема;
Г. фонема.
8. Морфема – языковая единица уровня:
А. звукового;
Б. словообразовательного;
В. морфологического;
Г. лексического.
9. Владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи - это:
А. стилистические нормы;
Б. культура речи;
В. языковая политика;
Г. грамматика.
10. Закрепленный законодательством язык, употребление которого обязательно в органах государственного управления и делопроизводства, учреждениях и организациях, на предприятиях, в учреждениях образования, науки, культуры, в сферах связи и информатики, - это:
А. народный язык;
Б. государственный язык;
В. региональный язык;
Г. национальный язык.
11. Национальный язык – это:
А. совокупность всех территориальных диалектов, социальные жаргоны, национальный фольклор и литературный язык;
Б. государственный язык, официальный язык, язык национальных меньшинств, сленг;
В. региональные языки, просторечия, литературный язык, национальный фольклор;
Г. совокупность функциональных разновидностей литературного языка.
12. Литературный язык – это:
А. совокупность всех территориальных диалектов, социальные жаргоны, национальный фольклор и литературный язык;
Б. разновидность языка, употребляемая в качестве средства понимания лицами, объединёнными между собой территорией, профессиональной или социальной общностью;
В. это нормированная, регламентированная, усовершенствованная форма существования общенационального языка, обслуживающего различные сферы общественной деятельности людей;
Г. это закрепленный традицией или законодательством язык, употребление которого обязательно в органах государственного управления и делопроизводства, общественных органах и организациях.
13. Функция языка, которая заключается в обмене информацией, в общении людей, называется:
А. идентификационной;
Б. номинативной;
В. коммуникативной;
Г. гносеологической.
14. Функция языка как своеобразного средства познания окружающего мира называется:
А. номинативной;
Б. гносеологической;
В. идентификационной;
Г. мыслительной.
15. Экспрессивная функция речи состоит в том, что язык является:
А. универсальным средством выражения внутреннего мира человека;
Б. своеобразным средством познания окружающего мира;
В. первоисточником культуры и ее орудием;
Г. важнейшим средством общения.
16. Чувство языка как первоисточника культуры - это суть:
А. этической функции языка;
Б. экспрессивной функции языка;
В. идентификационной функции языка;
Г. эстетической функции языка.
17. Устойчивые, общепринятые правила, образцы употребления языковых средств в письменной и устной форме общения – это:
А. языковые стили;
Б. языковые уровни;
В. языковые знаки;
Г. языковые нормы.
18. Правила произношения звуков, звукосочетаний и грамматических форм слов регламентируют:
А. орфографические нормы;
Б. лексические нормы;
В. орфоэпические нормы;
Г. морфологические нормы.
19. Правильное употребление грамматических форм слов определяют:
А. орфографические нормы;
Б. лексические нормы;
В. стилистические нормы;
Г. морфологические нормы.
20. Правила употребления языковых средств в соответствии со стилеми выбор самого стиля, соответствующего условиям языкового общения – это:
А. стилистические нормы;
Б. лексические нормы;
В. синтаксические нормы;
Г. грамматические нормы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5