Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Вопрос

Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация рассмотренных ранее функций и приёмов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на объект управления (фирма, отдел, подразделение, компания).

Содержание – это специфика приёмов и способов воздействия.

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

Методы управления классифицируют в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает по сути административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим выделяют:

−организационно-административные методы, основанные на прямых директивных указаниях;

−экономические, обусловленные экономическими стимулами;

−социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Вопрос

Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения, базирующиеся на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает чёткое определение функций, структуры, прав и обязанностей, наличие положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетентность руководителей и специалистов.

В России переход к рыночным отношениям сопровождался снижением дисциплины; нередки случаи безответственности и безнаказанности руководителей и исполнителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами и организационно-административные.

Административные методы ещё называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определённому поведению и достижению заданной результативности, поощряя исполнительность. Административные методы управления сковывают инициативность, в этом проявляется их ограниченный характер.

Экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Они базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчёт, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

На сегодняшний день в России, как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как распределение премий часто происходит согласно окладу.

Социально - психодогические методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повыситься, если создан производственный коллектив, где существуют творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку.

Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов.

Психологические методы основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов – это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения.

Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворённости трудом в коллективе, в воспитании и многом другом.

Вопрос

Самоменеджмент.

В книге Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках» самоменеджмент определяется как последовательное и целенаправленное применение в повседневной практике испытанных методов работы для оптимального использования своего времени.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать собственные возможности для преодоления внешних обстоятельств, как на работе, так и в быту.

Самоменеджмент представляет собой методы решения следующих задач: постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация деятельности, контроль результатов, рационализация информационных и коммуникационных процессов.

Рассмотрим такую задачу, как постановка целей. От правильности выбора и формулировки целей зависит результат всей работы.

Следует отличать цель от действий. Цель и действие соотносятся между собой как результат и процесс его получения.

При постановке цели важно точно знать: чего; когда; в каких масштабах необходимо достичь.

Существует как минимум три вида важнейших целей, которые человек планирует в процессе своей жизни:

−долгосрочные жизненные цели (чего вы хотите достичь в жизни);

−среднесрочные цели (чего вы хотите достичь в ближайшие 5 лет);

−краткосрочные цели (чего вы хотите достичь уже в этом году).

Все жизненные цели следует разделить на личные (семейные) и профессиональные.

Процесс постановки целей предполагает проведение ситуационного анализа, позволяющего выявить свои возможности, сильные и слабые стороны, четко представить свои способности, профессиональные знания, навыки и т. д.

Л. Зейверт приводит ситуационный анализ, включающий четыре этапа:

1) получение информации для анализа

2) составление личного баланса успехов и неудач

3) выявление сильных и слабых сторон

4) анализ «цель-средство».

Следующая задача планирование, которое призвано обеспечить рациональное использование времени в процессе достижения сформированных целей.

Планирование любой работы должно осуществляться заблаговременно, а сам процесс планирования – четко отработан, и не занимать много времени.

Мы рассмотрим метод «Альпы», который применяется для составления плана дня.

Главными стадиями этого метода по Л. Зейверту является:

−составление перечня заданий;

−оценка длительностей отдельных работ;

−резервирование времени (только 60% времени должно быть охвачено планом);

−принятие решений по приоритетам и перепоручению;

−контроль (учет сделанного).

Свои планы надо постоянно перепроверять и корректировать для выявления невыполнимости поставленных задач или нереальности назначенных сроков. В деловой практике используют деловые дневники.

Следующей задачей самоменеджмента выступает принятие решений. Сущность принятия решений заключается в установке приоритетных целей, выборе первоочередных задач и дел.

В задачи самоменеджмента входит и контроль. Различают контроль процесса деятельности и контроль результатов деятельности.

В конце рабочего дня необходимо контролировать и фиксировать не только выполнение поставленных задач, но и личную ситуацию - самочувствие, настроение, результаты контактов с другими людьми.

Связующим элементом всех задач самоменеджмента являются коммуникационные и информационные процессы.

Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей теме, мы остановимся лишь на рациональном подходе к получению и передачи информации путем рационального чтения.

Все методы рационального чтения можно разделить на три группы в зависимости от того, используются ли они до, во время или после самого процесса чтения.

1. Методы «до чтения» призваны определить, какие части соответствующего текста могут представить интерес точки зрения личных и профессиональных целей, а какие – нет.

2. Методы «во время чтения» помогают извлечь максимум информации и сберечь время

3. Методы «после чтения» обеспечивают лучшее усвоение материала.

Наши рекомендации