Физическое и когнитивное развитие в дошкольном детстве
В 5-6 лет наблюдается
• Устойчивое увеличение роста и веса
• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
• Растущее осознание положения тела, его основных движений
• Более полное использование возможностей всех частей тела
• Совершенствование грубой моторики
• Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: ≪ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)≫. Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен ≪Ясам≫ . Внешне это выражается в противостоянии ≪хочу≫ ребенка и ≪нельзя≫ взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя ≪как взрослый≫. Однако современный мир слишком сложен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. Противоречие разрешается в игре. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию возраста. Содержательная сторона игры развивается и углубляется на протяжении дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте в игре находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Игра ≪в больницу≫ — это ≪лечебные≫ манипуляции с условным градусником,
шприцем и т.п. Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека. В игре рождается и формируется воображение. Он был и пароход, и капитан, и сигнальный колокол в одно и то же время, так что ему приходилось воображать, будто он стоит на своем собственном мостике, отдает себе команду и сам же выполняет ее.
Зарождающаяся в рамках предметной деятельности изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры. Собственно результат, важным является сам процесс рисования, разворачивающийся как игра, как моделирование событий на плоскости бумаги.
Важным в дошкольном возрасте является формирование мотивационной основы учения — развитие познавательных интересов (любознательности). Дидактическая игра — особая форма игры, способствующая становлению собственно познавательной, учебной деятельности. Продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых иучебных заданий способствуют развитию личности дошкольника: формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность.
На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется н а г л я д н о - о б р а з н о е мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, с л о в е с н о - л о г и ч е с кого мышления.
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью, развитие воображения.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная
психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Выготский А.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Пси-
хология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68 — 75.