Психическое развитие в дошкольном детстве

От 3 лет продолжается интенсивное созревание организма, окостенение, рост массы мышц, увеличивается вес мозга. Особенно активно развивается вторая сигнальная система.

Все эти условия для пополнения жизненного опыта сопутствуют возникновению новой социальной ситуации развития. У ребенка возникает круг элементарных обязанностей и, кроме совместной деятельности со взрослым, наблюдается уже и деятельность со сверстниками, в которой тоже проявляется интерес ко взрослому миру.

Особенности новой социальной ситуации развития проявляется в новых видах деятельности в сюжетно-ролевой игре, которая и становится ведущим видом деятельности.

Именно в ней вызываются качественные изменения в психике ребенка. В ролевой игре ребенок совместно с кем-то трудится, обучает или учится, руководит или подчиняется, т.е. проигрывает какую-либо ситуацию, известную ему. А то, что он учится согласовывать свои действия с действиями других людей, формирует у него качества товарища.

Структуру игры составляют:

- роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т.д.);

- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например, стул – поезд, куклы – дети, бумажки деньги и т.д.);

- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Сюжетом в детских играх является та действительность, в которой они сталкиваются. Младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны (космические полеты, арктические экспедиции). С усложнением сюжетов увеличивается и продолжительности игры – от 10 – 15 мин до 1 – 2 часов. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится в поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие:

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов;

2. Развивается мышление;

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли;

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых;

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование);

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями;

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Кроме всех этих изменений в личности ребенка, в игре обязательно проявляется потребность ребенка в признании его окружающими. Появляются первые притязания на определенное положение в группе сверстников. К 6 годам ждать сотрудничества в игре нельзя, т.к. идет конкуренция, и только позже – содействие и соучастие.

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.

Познавательная сфера личности дошкольника включает развитие всех «высших функций».

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

- усвоение преставлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

- овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Игра в большой мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться.

Приёмы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам, их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре.

Развитие речи в дошкольном возрасте идёт в нескольких направлениях:

- Происходит овладение речью как средством общения;

- Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми;

- Речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;

- Ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение;

- Происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию (обмен эмоциями).

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка. Во-первых, ребёнок постепенно овладеет умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3-летнего, 5 – 6- летний дошкольник может сдержать слёзы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Сознательное управление поведением начинает складываться в дошкольном детстве.

Ребёнок знает нормы поведения: а) знает свои обязанности; б) понимает их значение; в) может объяснить.

Наши рекомендации