РАЗДЕЛ 2. Проблемы исследования групп в социальной психологии

Тема 4. Социально-психологические характеристики групп.

Специфика социально-психологического исследования групп. Понятие группы в социальной психологии. Критерии различения реальных социальных групп. Группа как система и субъект деятельности. Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповое мнение, групповые нормы, групповые цели, групповые ценности, групповая воля, групповое мышление и др. Осознание индивидом принадлежности к группе. Композиция и структура группы. Групповые процессы; система санкций. Статус и позиция индивида в группе. Проблема классификации групп в социальной психологии. Условные и реальные группы; лабораторные и естественные; большие и малые; стихийные и устойчивые; становящиеся и развитые группы. Исследования групповой динамики. Закономерности групповой динамики. Законы гештальтпсихологии: доминирование целого над частями; объединение элементов в целое. Возникновение и развитие группы. Действие положительных и отрицательных сил в группе (К.Левин). Движение группы во времени. Взаимодействия и взаимоотношения членов группы. Внешние воздействия на группу. Элементы групповой динамики: цели группы, нормы группы, структура группы, лидерство, сплоченность группы, фазы развития группы, создание подгрупп в группе, отношения личности с группой. Социальные роли членов группы. Факторы сплоченности группы: привлекательность членов группы; сходство взглядов членов группы; сходство отношения к групповым целям; характер взаимосвязи членов группы; удовлетворенность групповой деятельностью; характер руководства и принятия решений; структурные свойства группы; особенности межличностных отношений в группе; величина группы; престижность группы; соперничество с другими группами. Соотношение сплоченности и напряженности в группе. Фазы развития группы: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация. Параметрический подход к динамике группового развития (Л.И.Уманский). Двухфакторная модель групповой динамики Б.Такмена. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий; «идиосинкразический кредит» (Е.Холландер); психологический обмен. Группа как среда изменения поведения личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тезаурус понятий по данной теме.

2. Составить перечень экспериментов, посвященных изучению групповой динамики; указать год проведения, фамилии и инициалы исследователей – авторов этих экспериментов.

Литература: 3, 6, 7, 12, 17, 24, 29, 47, 66, 67, 74, 91, 92, 95, 110, 111, 114, 116- 118, 123, 124, 142-144.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция.

Тема 5. Большие социальные группы.

Психологические характеристики больших социальных групп. Структура психологии больших социальных групп. Массовидные психические явления: слухи, мода, традиции, нравы, обычаи, ритуалы, общественное сознание. Менталитет как интегральная характеристика большой социальной группы. Комплексный подход к исследованию больших социальных групп. Методы этнографии в исследовании больших социальных групп: анализ продуктов культуры. Межкультурные (сравнительные) исследования; корреляционные исследования. Социологические методы: приемы статистического анализа. Приемы языкознания: анализ знаковых систем. Анализ социальных представлений как метод исследования больших социальных групп (С.Московичи). Признаки объединения индивидов в большие социальные группы: профессия, возраст, религиозность, этническая принадлежность и др. Устойчивые большие социальные группы: классы, нации, народности. Психологические особенности социальных классов (потребности, интересы, социальные чувства, психический склад). Формы социального характера (Э.Фромм). Психологические характеристики этнических групп (национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и др.). Психология народов (В.Вундт, Г.Лебон). Возникновение этнических стереотипов. Явление этноцентризма. Стихийные большие социальные группы: толпа, масса, публика, аудитория. Общественное мнение как условие формирования стихийных групп. Специфика общения в стихийных группах. Отличия толпы от организованной группы; взаимодействия в организованных общностях (В.М.Бехтерев). Подходы к определению толпы (С.Московичи). Влияние стихийной группы на поведение индивида: подражание, заражение, внушение (С.Сигеле, З.Фрейд, Г.Лебон, Г.Тард). Паника в стихийных группах. Социально-психологические характеристики личностного обаяния вождя (Г.Лебон). Теория социального научения (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура). Социальные движения как форма проявления массового поведения (С.Московичи). Массовая коммуникация в больших социальных группах. Развитие современной коммуникационной технологии. Интеграция национальных массово-коммуникативных сетей в транснациональные. Массовая коммуникация как социально-ориентированный вид межгруппового общения (А.А.Леонтьев). Свойства массовой коммуникации (диатопность, мультиплицирование, симультанность). Отличия массовой коммуникации от межличностного общения. Особенности общения в условиях массовой коммуникации. Три стороны общения в массовой коммуникации. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Стратегии функционирования массовой коммуникации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тезаурус понятий по данной теме.

2. Раскрыть сущность законов подражания Г.Тарда; привести примеры их действия.

3. Отреферировать одну из указанных в перечне монографий, посвященных анализу психологических особенностей больших социальных групп (Г.Тарда, Г.Лебона, С.Московичи, С.Сигеле и др.). Название монографии указано в списке литературы в соответствии с порядковым номером.

Литература: 6, 7, 14, 25, 45-47, 56, 57, 58, 66, 72, 75, 76, 90, 94, 99, 107, 113, 116, 118, 119, 127, 144, 149.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, семинар - дискуссия.

Тема 6. Малые социальные группы.

Специфика малой группы как объекта социально-психологического исследования. Критерии определения малой группы (Д.Картрайт, А.Зингер, Т.Ньюкомб, Ш.Бюлер, Г.Дикарс, М.Шериф, Х.Томе, Х.Фегер, Г.Хоманс и др.). Основные направления исследования малой группы. Теория поля (К.Левин). Интеракционизм (Дж.Мид). Теория подкрепления (Б.Скиннер, Д.Хоманс, Д.Тибо, Г.Келли). Психоаналитическое направление (З.Фрейд). Эмпирико-статистическое направление (Р.Б.Кеттелл). Социометрическое направление (Дж.Морено, Я.Л.Коломинский). Деятельностный подход к изучению малой группы: стратометрическая концепция групповой активности (А.В.Петровский); программно-ролевая концепция группы (М.Г.Ярошевский). Концепция модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности (Г.М.Андреева). Параметрическая концепция малой группы (Л.И.Уманский, А.С.Чернышов, А.Г.Кирпичник). Организационно-управленческий подход к исследованию малой группы (Е.С.Кузьмин). Проблема интеграции различных подходов к исследованию малой группы в социальной психологии. Основные характеристики малой группы. Непосредственный контакт как признак «малой группы». Виды малых групп: первичные и вторичные, официальные и неофициальные. Различные подходы к классификации малых групп (Г.М.Андреева, Ш.Бюлер, Я.Л.Коломинский, Э.Росс и др.). Основания классификации малых групп: способ образования; организация и тип руководства; внутренняя структура; отношение к официальной структуре общества; управление и контроль; устойчивость; время функционирования; специфика деятельности; степень сплоченности; модели поведения; ролевая структура; иерархия отношений и др. Понятие референтной (эталонной) группы в социальной психологии. Композиция малой группы; возрастные, профессиональные, религиозные характеристики представителей группы. Формальные признаки структуры малой группы; структура коммуникаций, власти, предпочтений. Групповые процессы, нормы, ценности и санкции как социально-психологические особенности малой группы. Развитие групповых норм; парадигма «аутокинетического эффекта» М.Шерифа. Социальная обусловленность восприятия; парадигма С.Эша. Групповая поляризация. Социальное сравнение. Феномен плюралистического неведения (Д.Майерс). Симптомы огруппления мышления: иллюзия неуязвимости, рационализация, самоцензура, стереотипный взгляд на противника, давление конформизма (Д.Майерс). Статус входящего в группу индивида; проблема лидерства в малой группе. Адаптация, индивидуализация, интеграция индивида в группе (А.В.Петровский). Ситуационные и диспозиционные детерминанты поведения: эксперименты К.Левина. Социально-психологический климат в малой группе. Групповая идентичность. Конформизм, единомыслие и групповая сплоченность; принятие групповых решений. Сопротивление социальному давлению. Малая группа как коллективный субъект. Влияние совместной деятельности на развитие малой группы. Организованность малой группы. Ценностно-ориентационное единство малой группы. Ролевое поведение членов малой группы. Виды социальных ролей: формальная роль, индивидуальная роль, внутригрупповая роль, межличностная роль. Структура межличностных отношений в малой группе. Стадии и уровни развития малой группы: диффузная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-корпорация.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести примеры предметов социально-психологического исследования малой группы.

2. Описать композицию своей семейной группы.

3. Привести примеры групп разных уровней развития.

4. Привести примеры возможных модификаций экспериментов М.Шерифа, С.Эша, С.Милграма.

5. Сформулировать проблему прикладного исследования психологических характеристик группы (например, группы сотрудников организации).

Литература: 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 17, 24, 29, 45, 47, 51, 52, 58, 66, 67, 72, 74, 80, 87, 91-93, 95, 101, 104, 107, 110, 111, 116, 118, 123, 124, 141-144, 146, 149, 151.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, дискуссия, ролевая игра, имитационное моделирование, метод конкретных ситуаций и инцидента, мозговая атака, деловая игра.

Наши рекомендации