Организация расследования преступлений
Организация расследования преступлений (в широком смысле слова) - составная часть государственной программы по борьбе с преступностью, собирательное понятие, имеющее несколько интерпретаций:
1.
1. система общих научных положений и практических рекомендаций, направленных на упорядочение совместной деятельности подразделений соответствующих ведомств по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений;
2. комплекс ведомственных управленческих мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальные условия функционирования для следственного аппарата;
3. комплекс криминалистических рекомендаций, реализуемых в типичных ситуациях расследования каждого конкретного преступления;
4. особенности проведения тактических комбинаций и операций в рамках производства по уголовному делу.
Организация расследования преступлений (в теоретическом плане) - это система общих научных положений, направленных на упорядочение правоохранительной деятельности уполномоченных на ее ведение ведомств; категория, объединяющая комплекс научно-правовых предписаний, регулирующих деятельность по расследованию преступлений в рамках борьбы с преступностью на общегосударственном уровне.
Организация расследования преступлений базируется на положениях научной организации труда и науки управления. Управление расследованием - это криминалистическое и процессуальное руководство, осуществляемое следователем в рамках производства по делу, одной из стержневых задач которого является обеспечение согласованности действий всех участников процесса.
Содержание организации расследования преступлений
Из теории управления
В любом случае, организация расследования преступлений должна включать мероприятия, направленные на:
·
· создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
· обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
· организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам.
Содержание организации раскрытия и расследования преступлений целесообразно рассматриватьпо этапам производства по уголовным делам:
1.
1. на первоначальном этапе (первоначальные процессуальные действия, оперативно-розыскные и иные мероприятия);
2. на последующих этапах производства по уголовным делам (в т.ч по делам, приостановленных производством);
3. на заключительном этапе.
Организационная деятельность следователя направлена на обеспечение наиболее оптимальных условий реализации плана с согласованием, конкретизацией, упорядочением и совершенствованием структуры расследования. Базируясь на грамотной оценке следственной ситуации, сложившейся к началу расследования, организационная деятельность предполагает обеспечение готовности участников расследования к активным действиям и взаимодействию, наличие, исправность и комплектность технико-криминалистических средств, исправность транспорта, средств связи и др.
Подробнее
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
На практике деятельность следователя по организации расследования неотделима от планирования, одновременно с которым осуществляются мобилизация и распределение сил и средств в целях решения возникающих задач.
Планирование расследования
Планирование расследования - это деятельность следователя по определению путей, средств и методов (включая порядок и сроки их реализации) поэтапного решения уголовно-процессуальных и тактических задач в ходе проверки выдвинутых по делу версий.
Планирование можно рассматривать как научную основу деятельности следователя, метод непосредственной организации его работы в процессе расследования преступлений;
Суть планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в сочетании с разработкой оптимальной системы действий, обеспечивающих их успешное решение в кратчайшие сроки.
Планирование расследования преступлений включает:
1.
1. планирование отдельного следственного действия;
2. планирование следствия по уголовному делу;
3. планирование работы по группе уголовных дел;
4. планирование работы группы следователей.
Принципы планирования расследования:
·
· индивидуальность,
· динамичность,
· конкретность,
· реальность,
· оптимальность.
Индивидуальность планирования
Динамичность планирования
Конкретность планирования
Реальность планирования
Оптимальность планирования
Организация и планирование расследования — понятия не тождественные:
·
· планирование нацелено на построение и уточнение мысленной модели проводимого следствия от его начала до конца,
· организация призвана оптимально реализовать разработанный план, т.е. имеет обеспечительный характер.
При планировании расследования осуществляется анализ исходной информации, построение следственных версий, определение задач расследования, путей и способов их решения, выбор оптимальной формы плана, контроль исполнения намеченных действий и мероприятий, анализ поступающей информации, ее учет при корректировке плана.
Оптимальна письменная форма плана, содержащая такие данные (при необходимости - по каждой из версий):
1.
1. наименование уголовного дела;
2. дата его возбуждения;
3. срок окончания расследования;
4. лицо (лица), содержащееся под стражей и с какого времени;
5. дата предъявления обвинения;
6. вопросы и обстоятельства, следственные и иные действия, необходимые для их разрешения и установления;
7. сроки;
8. исполнители;
9. отметка о выполнении;
10. результат (что удалось установить).
При расследовании групповых многоэпизодных преступлений, по которым работает следственно-оперативная группа или бригада следователей, общий план состоит из частных планов, которые составляют сотрудники, действующие на определенных участках работы. Их распределение в таком коллективе зависит от специфики расследуемого дела. Иногда это отдельные эпизоды или версии, подлежащие проверке. По каждому из направлений составляется свой план. Выполнение общего плана контролирует и корректирует руководитель следственно-оперативной группы (следственной бригады).
При реализации плана расследования не обойтись без планирования отдельных (наиболее сложных и трудоемких) следственных действий, предполагающего:
1.
1. анализ исходной информации;
2. формулирование задачи, подлежащей разрешению;
3. выбор тактических приемов, обеспечивающих ее успешное решение;
4. выбор необходимых технико-криминалистических средств;
5. определение целесообразности использования оперативных средств и данных, добытых негласным путем;
6. установление круга участников следственного действия и их функций;
7. уточнение времени и места производства намеченного действия;
8. заполнение формы плана его производства.
Взаимодействие в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений должно носить конкретный характер и основываться, с одной стороны, на законе, с другой — на правильном сочетании форм и методов работы, присущих каждому из участников взаимодействия. Вместе с тем должно быть четкое разграничение полномочий и обязанностей каждого в соответствии с законом. В частности, вряд ли можно признать правильным, когда взаимодействие следователя и оперативного работника в работе по конкретному делу сводится к тому, что последний производит различные следственные действия в ущерб своей основной обязанности по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий.
В настоящее время сложились и довольно широко применяются следующие виды взаимодействия в деятельности по раскрытию преступлений:
1. Взаимодействие следователя (органа предварительного следствия) и оперативных работников (органа дознания) в работе по конкретному уголовному делу.Данный вид является наиболее распространенным и важнейшим среди других видоввзаимодействия и осуществляется в различных процессуальных и организационно-тактических формах. (Более подробно его сущность рассматривается в следующих параграфах.)
2. Взаимодействие прокурора со следователем.На первый взгляд кажется странным, как можно говорить здесь о взаимодействии, если прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов на предварительном следствии. Но пока закон не изменен, оно существует. Специфика прокурорского надзора за следствием и дознанием состоит в том, что он — не сторонний наблюдатель, а активный руководитель расследования. Помимо прочего, прокурор наравне со следователем несет ответственность за раскрытие преступления. Взаимодействие у прокурора со следователем здесь возникает:
а) когда прокурор дает поручения и указания следователкЯйо конкретным делам;
б) когда прокурор сам участвует в расследовании и производит отдельные следственные действия;
в) когда прокурор участвует в проведении отдельных следственных действий. Возникающая здесь связь прокурора со следователем носит не только процессуальный, но и, что не менее важно, тактический характер.
В определенной мере можно говорить и о взаимодействии прокурора с органами дознания на первоначальном этапе расследования. Но такая связь (без участия следователя) не очень значительна.
В определенной мере можно считать взаимодействием связь следователя с экспертом, экспертно-криминалистическими подразделениями в процессе раскрытия преступления. В связи с расширением возможностей экспертизы, повышением научного уровня следствия вопросы взаимоотношений и взаимодействия следователя с экспертом или специалистом становятся все более актуальными.
3. Взаимодействие следователя с экспертами,как показывает практика, имеет место:
а) в процессе осмотра места происшествия; следователь обращает внимание на вопросы, которые его интересуют, а эксперт помогает следователю более целеустремленно провести осмотр, давая соответствующие рекомендации;
б) в процессе подготовки и собирания материалов, необходимых для экспертного исследования. Эксперт здесь может оказать непосредственную помощь;
в) в ходе экспертных исследований (главным образом, длительных), когда промежуточные результаты таких исследований требуют изменения или дополнения вопросов, поставленных перед экспертом, или возникает необходимость в дополнительных материалах.
Взаимодействие следователя и эксперта должно основываться на законе и не может быть связано с психологическим давлением на эксперта, нарушением его процессуальных прав и компетенции. В частности, если сам следователь может ознакомиться с оперативными данными, ознакомление эксперта с ними представляется недопустимым.