Манеры и внешний вид оратора
Особенности манеры речи:
1) установление и ощущение контакта с аудиторией. Контакт глаз с присутствующими, умение почувствовать эмоциональное состояние аудитории, умение создать атмосферу доверия;
2) простота и ясность речи;
3) устранение скованности в общении с аудиторией, способность чувствовать себя свободно, высказываться естественно;
4) акцентирование важных слов, подчинение им неважных;
5) изменение тона голоса — то повышение, то понижение, изменение тембра;
6) изменение темпа речи — то убыстрение, то замедление;
7) умение делать паузу до и после важных мыслей;
8) умение избегать употребления «мусорных слов».
Внешний вид и поведение оратора:
• одежда — хорошая опрятная одежда вселяет уверенность, больше веры в собственные силы и повышает уважение к самому себе. Социально-психологические исследования установили: люди говорят, что когда они прекрасно выглядят и хорошо одеты, то им легче успешно решать проблемы и добиваться успеха;
• обаятельная улыбка — настроение оратора является заразительным;
• открытые позы и естественная жестикуляция.
Существует несколько способов формирования позитивного отношения аудитории к оратору. Прежде всего, оратору необходимо получить кредит доверия аудитории. «Доверие, — писал Цицерон, — можно снискать двумя качествами: если нас признают дальновидными и справедливыми. Из этих двух качеств более могущественна справедливость, так как она, даже без дальновидности, достаточно убедительна; дальновидность же без справедливости бессильна».
Для того чтобы аудитория считала оратора знающим и опытным человеком, можно применить следующие способы:
• предстать перед аудиторией хорошо подготовленным к выступлению;
• показать аудитории, что у оратора имеется множество хороших примеров, иллюстраций и подходящих случаев из личного опыта;
• показать непосредственную причастность к предмету. Кроме признания глубины знаний, это принесет также признание практического понимания предмета речи и личной заинтересованности.
Д. Майерс считает, что оратору также необходимо доказать аудитории свою надежность как информатора и просто как человека. Вот способы сделать так, чтобы аудитория считала оратора надежным человеком:
1. Говорить уверенно и периодически устанавливать контакт глаз со слушателями, а не упираться глазами в потолок.
2. Подчеркивать общность между собой и аудиторией. Чем более слушатели готовы рассматривать оратора как одного из них, тем легче будет воздействовать на них, создавать представление о положительных чертах характера и мотивах выступления. Чем больше слушатели видят в ораторе отличного от них человека, тем труднее ему будет доказать свою надежность. Величина кредита доверия, который оратор сможет завоевать, во многом зависит от его умения перекинуть мост между собой и аудиторией.
3. |
Подчеркивать свои моральные и этические качества. Слушатели будут выносить оценочные суждения о характере оратора на основе полученных представлений о его моральных и этических качествах. В ходе своего выступления оратор должен показать себя человеком честным, трудолюбивым, морально сильным, таким, на которого можно положиться. Как людей искренних окружающие воспринимают тех, кто отстаивает какие-либо идеи или права, нарушая при этом свои личные интересы.
4. Подчеркивать свою искреннюю заинтересованность в передаче знаний, достижении слушателями благополучия. Доверие устанавливается, если слушатели уверены, что оратор не пытается манипулировать ими.
5. Формировать благоприятное первое впечатление о себе как об ораторе. Одеваться соответственно, держаться так, чтобы выглядеть привлекательно.
6. Вести себя дружелюбно. Улыбка и доброжелательный тон голоса помогут создать атмосферу теплоты, чтобы слушатели чувствовали себя комфортно, с интересом воспринимали высказываемые идеи.
Изложенная выше теория реализуется на практике в специально разработанной нами программе «Тренинг публичного выступления». Цель программы — обучение участников тренинга практическим умениям и навыкам выступления на публике. Участникам группы предоставляется возможность выступать перед аудиторией на самые разнообразные темы, избранные ораторами самостоятельно или предложенные тренером. Деятельность участников тренинга состоит в усвоении теоретических основ публичного выступления и приобретении способности применять изложенные выше и полученные теоретические знания на практике. В процессе тренинга используется упражнения на выступления, ролевые игры, дискуссии, разминочные упражнения. При организации тренинга необходимо учитывать интересы участников, предлагать для выступления актуальные для них проблемы. Тренинг рассчитан на два дня полноценной интенсивной работы.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель. Знакомство участников друг с другом, обсуждение трудностей и барьеров, возникающих у них при публичном выступлении.
На первом этапе занятия членам группы предлагается выступить на свободную тему. Затем проводится анализ выступления каждого с использованием видеотехники. Начинающие ораторы могут отрефлексировать свое выступление, получить обратную связь от остальных членов группы.
На втором этапе тренер объясняет теоретические ориентировочные основы публичного выступления, изложенные выше. После этого проводится групповая дискуссия о способах подготовки, принципах и приемах эффективного выступления, критериев его оценки.
День заканчивается оценкой участниками тренинга своих способностей к публичному выступлению и степенью удовлетворенности своей работой в группе, своей активности, заинтересованности, новизной полученных знаний.
Предлагаемая концепция тренинга публичного выступления позволяет обучать человека говорить не просто красиво, ярко, но и убедительно, структурированно, ориентируясь на потребности и интересы аудитории, развивать способность «глаголом жечь сердца людей».
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Цель. Обучение участников тренинга приемам и способам эффективного публичного выступления.
Первый этап программы включает серию упражнений на экспрессивность и выразительность речи. Каждый участник тренируется произносить скороговорки и поговорки, выделять с помощью интонации ключевые слова в сложных фразах. Отрабатываются приемы обращения к аудитории, пробуждения интереса к теме, поддержания контакта.
Особое внимание в процессе тренинга уделяется упражнениям и оценке структурированности речи каждого оратора. Критериями структурированности выступают следующие: присутствие в вербальном тексте приветствия, введения в тему; полнота содержания; наличие заключения. Большое значение для удачного публичного выступления имеют также образность подачи информации, нахождение яркого примера, обращение к эмоциям аудитории, умение делать выводы переходы от одной части выступления к другой, связанность и логичность подачи информации.
Ряд упражнений направлен на тренировку умений задавать вопросы и отвечать на них, грамотно использовать невербальные средства общения. Полезно также применять упражнения для развития «полетности» голоса, например чтение стихов, речитативов и пр. На втором этапе занятия проводится ролевая игра «Защита тезисов выступления». В ходе игры члены группы проигрывают различные роли участников публичной дискуссии, обучаются убеждать, пропагандировать аргументировать, критиковать тезисы выступления.
На заключительном этапе тренинга участники высказываются о пережитых чувствах, оценивают собственные достижения и неудачи, успехи и недоработки партнеров, обсуждают перспективы личностного развития в плане публичного выступления.
ЛИТЕРАТУРА
1 Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. СПб.; М.: прайм-Еврознак, 2002.
3- Бардиер Г. Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002.
4- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения СПб.: прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
5 Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб.; М.: Питер, 2000.
5 МайерсД. Слагаемые убеждения // Социальная психология: Хрестоматия. СПб.: прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
6 Почебут Л. Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
7 Почепцов Г. Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; ваклер, 2000.
Глава 11