Основные этапы процесса обмена информацией
Отправитель (О) – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение (С) – любая информация, закодированная с помощью символов.
Канал (К) – средство передачи информации.
Получатель (П) – лицо, которму предназначена информация и который декодирует ее.
О и П при обмене информацией выполняют несколько взаимосвязанных действий. Задача этих действий состоит в составлении С и использовании К для передачи таким образом, чтобы обе стороны понли и разделили исходную идею.
Этапы процесса обмена информацией:
1. Зарождение идеи – обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Идея на этом этапе еще не трансформирована в слова, поэтому О формулирует концепцию С.
2. Кодирование и выбор К.
Перед передачей идеи О должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. При выборе К О выбирает К, совместимый с типом символов, которые были использованы для кодирования.
3. Передача информации – физическое действие, связанное с донесением идеи до другого лица.
4. Декодирование. Если требуется реакция на идею, то процесс обмена информацией возобновляется – наступает обратная связь, О и П меняются ролями.
Краткая характеристика способов коммуникации.
Способы коммуникации (далее К):
1. Межуровневые К – перемещения информации в рамках вертикальной К между уровнями по восходящей или нисходящей ветви.
2. Горизонтальные К – К между различными отделами, обеспечивают взаимосвязь между различными отделами.
3. К типа «руководитель-подчиненный». Особенность в тех задачах, которые ставит перед собой отправитель.
4. Тип К «руководитель - рабочая группа».
5. Неформальные К.
6. Формальные К.
В зависимости от способа К выбираются различн. каналы:
1. Речевой или вербальный:
1.1. значения и смысл слов, фраз;
1.2. речевые, звуковые явления – темп, тональность, ритм речи, интонация, дикция;
1.3. выразительные качества голоса – характерные специфические звуки (кашель, шепот, хмыканье, э-э-э);
2. Неречевые или невербальные средства:
2.1. кинестика – изучает проявление человеческих чувств и эмоций (смех, слезы);
2.2. мимика;
2.3. жестика (жестовые движения) – изучает движения отдельных частей тела;
2.4. пантомима – изучает моторику всего тела (осанка, походка, наклон);
2.5. такесика – прикосновения;
2.6. проксемика – исследование расположения людей в пространстве при общении (дистанция);
2.7. время (вовремя, опоздания).
33. Коммуникационные барьеры
Если в каком-либо из элементов общения (отправитель, получатель, кодирование, канал связи или декодирование) присут-ют помехи, то эф-ть коммуникации снижается. Причиной возникновения помех являются коммун. барьеры:
1) компетентность;
2) избирательное слушание;
3)оценочное суждение;
4) фильтрация (утаивание некоторой информации);
5) внутригрупповой язык;
6) различия статуса;
7) давление времени;
8) перегрузка общения;
9) специфические коммун. барьеры:
9.1. Логический;
9.2. Семантический (смысловой);
9.3. Стилистический;
9.4. Фонетический;
10) Барьер психологической защиты;
11) Барьер установки (предрассудки, предварительно сложившееся мнение).
34. Активное слушание
Слушать - не значит слышать. Активное слушание - это техника, позволяющая понимать психол. состояние, чувство, мысли собеседника, с помощью приемов участия в беседе, т.е. активное выражение собств. внимания и соображения.
Активное слушание позволяет осуществлять коммуникации с позитивной взаимосвязью.
Признаки акт. слуш.: поворот головы или тела в сторону собеседника, кивки, взгляд, поддакивание.
Актив. слуш. по мужскому типу - рефлекторное слушание. По женскому - эмпатическое, т.е. - пауза, уточнение, развитие мысли, сообщение о восприятии, замечание в ходе беседы.