Классификация моделей поведения потребителей
Имитационные модели: физические, аналоговые. Экспериментальные модели: однофакторные, многофакторные. Экономические модели: экономико-математические, социально-экономические, организационно-экономические. Психологические модели: когнитивные, Гештальт-модель, бихевиористические, экономико-психологические, социально-психологические. Простая модель покупательского поведения.
Модель поведения потребителя – это условный образ человека как социально-психологической личности и как потребителя товаров, которые он покупает для удовлетворения своих потребностей.
С целью оценки адекватности модели реальному процессу должны быть выработаны определенные требования к построению модели.
Основными требованиямик построению модели являются:
· Модель должна быть внутренне последовательной и логичной;
· Модель должна быть правдоподобной;
· Модель должна быть, по возможности, простой;
· Модель должна поддаваться проверке и подтверждаться реальными фактами;
· Модель должна объяснять и предсказывать.
Основываясь на научных результатах и практическом опыте многих исследователей, можно дать следующую классификацию моделей поведения потребителей:
1 группа. Имитационные модели(имитация – подражание), которые можно разделить на две подгруппы:
а) Физические модели,когда объект можно представить в уменьшенном или увеличенном размере. Допускается упрощение конструкции.
Например, - изучается модель поведения человека в торговом зале (маршрут его движения, остановки около определенных групп товаров и т.д., или
- модель реакции человека на рекламу по его глазам (производят либо фотографирование движения глаз, либо измеряется расширение зрачков.
б) Аналоговые модели(аналог – сходство) делают попытку придать сходство с изучаемым объектом.
Например, модель «черный ящик» сознания покупателя представляется как некий процессор.
Аналоговые модели могут быть также в виде формул, графиков, схем описания и т.д.
2 группа. Экспериментальные (апостериорные) модели, которые делятся на две подгруппы:
а) Однофакторные модели,когда считается, что поведение потребителя определяется только одним фактором, например, стоимостью товара (модель «экономного человека») или его качеством (модель «рационального человека»), или особыми свойствами (модель «проблемного человека»).
б) Многофакторные модели – включают в описание поведения потребителя одновременно несколько факторов, полученных на основе экспериментального изучения.
Согласно апостериорной модели, поведение потребителя определяется как социально-демографическими показателями, так и одной или несколькими выгодами (которые являются своего рода потребительскими ценностями).
3 группа. Экономические модели,которые делятся на три подгруппы:
а) Экономико-математические модели –математическое описание поведения объекта с целью получения числовых, экономических характеристик.
Примеры экономико-математических моделей.
1. Модель Литтла (зависимость роста продаж от расходов на рекламу).
2. Зависимость объемов продаж гамбургеров в Калифорнии от средней температуры.
б) Социально-экономические модели –описывают поведение социальных групп населения с учетом деления по уровням дохода и возраста.
Эти показатели являются наиболее распространенными при сегментировании.
Однако если сегментирование заканчивается констатацией размера сегмента, то поведенческая модель должна дать представление о том, что думает представитель этого сегмента, и как он выбирает товар для покупки.
в) Организационно-экономические моделиописывают различные роли, которые играют потребители при совершении покупки, например, члены семьи при совершении покупок или члены закупочного центра – организации, совершающей покупку.
4 группа. Психологические модели, которые делятся на 5 подгрупп:
а) Когнитивная модель,описывающая поведение потребителя как совершение обдуманных и рациональных шагов.
Когнитивная психология считает основой психики сознание, а основой сознания – знание (информацию).
Когнитивное поведение может характеризоваться как обдуманное, рациональное поведение, позволяющее контролировать и научно принимать решения.
В рамках данной теории изучается влияние процессов переработки информации на эмоциональную мотивацию человека при принятии решения и совершении им покупки.
Недостатком когнитивной психологии является недооценка неосознаваемых факторов (физиологические, биологические, поведенческие инстинкты и рефлексы).
Сторонники когнитивной психологии считают, что побуждающим стимулом к покупке товара является правильное и полное знание о нем.
б) Гештальт-модель,разработана на основе Гештальт-психологии.
В соответствии с этой теорией человек мыслит гештальтами, то есть целостными образами. Поэтому психику нельзя разложить на отдельные части.
В основном исследования проводились в области восприятия (например, введено понятие фигуры и фона при восприятии).
Модель применяется при создании рекламных материалов, изготовлении упаковки и т.д.
в) Бихевиористическая модель,разработана на основе понятия бихевиоризма как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды. Родоначальником бихевиоризма является Эдуард Ли Торндайк (на рубеже 19-20 вв.). Программа и сам термин были впервые предложены Дж.Уотсоном (1913 г.).
Сторонники бихевиоризма полностью отрицают сознание. Считается, что поведение людей и животных во многом схоже и имеет общие закономерности. Поведение понимается как совокупность связей «стимул – реакция». На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Суть бихевиоризма заключается в следующем. У человека при рождении имеется небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание, сон при усталости и др.). В процессе социализации над данными схемами поведения надстраиваются более сложные процессы, обуславливающие разнообразие «репертуаров» поведения. Удачная реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению в будущем при схожем влиянии внешней среды. Закрепление реакций подчиняется «закону упражнений», т.е. многократно повторяющихся реакций в ответ на одни и те же стимулы (воздействия внешней среды). Определенная реакция выбирается и закрепляется согласно методу «проб и ошибок» (т.е. та реакция, которая приводит к более положительному эффекту и закрепляется).
г) Экономико-психологическая модель,созданная на основе теории экономической психологии.
Экономическая психология изучает, как экономические явления влияют на поведение людей и групп.
Между психологами и экономистами существует разница в подходе к понятиям экономической психологии.
Экономисты считают, что человек всегда рассчитывает варианты выбора, проявляя рационализм, личную выгоду, хозяйственный дух (теория полезной предельности).
Для психологов рациональное рассуждение человека является лишь одним из вариантов решения, которое может также приниматься на основе эмоций, ассоциаций, воображения, ощущений, привычек и т.д.
Последователи психологической школы описали ситуации, в которых люди действуют абсолютно неэкономно, совершая бесполезные и порой бессмысленные с точки зрения экономистов покупки. Таким образом, можно считать, что экономическая психология изучает принципы рационального, нерационального и иррационального поведения человека в системе экономических отношений.
На основании данной модели разработаны типы покупок, совершаемые разными потребителями.
д) Социально-психологическая модель,в основу которой положены данные психографии. Психография – методика, с помощью которой измеряют стили жизни людей.
Социальная психология выделяется как самостоятельная наука и пытается показать, как наши мысли, чувства различаются в результате влияния людей друг на друга.
Модель разработана на основании исследования стилей жизни различных слоев общества страны. При этом считается, что покупательское поведение во многом определяется мировоззрением человека, т.е. его ценностными ориентирами, которым он следует в своей повседневной жизни.