Тактическая система работы с персоналом
Функции | Определение | Содержание |
Планирование потребности в персонале | Процесс определения потребностей туристской фирмы в кадрах | Эконометрический, нормативный, экспертный методы; метод проектирования тенденций; скорректированной экстраполяции и др. |
Подбор персонала (рекрутинг) | Установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации. | Расчет потребности в кадрах. Профессиональный подбор кадров. Собеседование. Формирование резерва кадров. |
Оценка персонала | Целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. | Методы оценки персонала. Оценка потенциала работника. Оценка индивидуального вклада. Аттестация кадров. |
Расстановка персонала | Рациональное распределение состава кадров организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам и т.д. | Типовые модели карьеры. Планирование служебной карьеры. Условия и оплата труда. Движение кадров. |
Адаптация персонала | Проводимая в установленном законодательством порядке процедура оценки результатов деятельности и определения деловых качеств и квалификации работников с целью выявления их соответствия занимаемой должности. | Испытательный срок. Адаптация молодых специалистов. Наставничество и консультирование. Развитие человеческих ресурсов. |
Обучение персонала | Система подготовки персонала, проводимая на территории предприятия или корпоративных учебных центров; строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей | Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка кадров. Послевузовское дополнительное образование. |
Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в персонале– это часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
– сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
– каким образом можно привлечь нужный персонал, и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
– как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
– каким образом обеспечить условия для развития персонала;
– каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.
Количественная оценкапотребности в персонале, призванная ответить на вопрос «сколько?», основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства маркетингового плана, а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала. При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале – попытка ответить на вопрос «кого?». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации.
Определить необходимую численность персонала и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Текущая потребность в персонале(А) определяется как сумма:
А = Ч + ДП, (1)
где Ч – базовая потребность в кадрах, определяемая объемом продаж;
ДП – дополнительная потребность в кадрах.
Базовая потребность предприятия в кадрах (Ч) определяется по формуле:
Ч = ОП / В, (2)
где ОП – объем продаж;
В – выработка на одного работающего.
Дополнительная потребность в кадрах (ДП) – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.
При расчете дополнительной потребности учитываются:
– развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства):
ДП = Апл – Аб, (3)
где Апл и Аб – общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
– частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов:
ДП = Апл Ѕ Кв, (4)
где Кв – коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2-4 % от общей численности в год);
– возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности и т.п.);
– вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.
Долговременная потребность в специалистах – этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет. При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объему производства. Потребность в специалистах будет выглядеть следующим образом:
А = Чр Ѕ Кн, (5)
где Чр – среднесписочная численность работающих;
Кн – нормативный коэффициент насыщенности специалистами.
Планирование и расчет потребности в персонале – это процедура максимально эффективна только в том случае, если руководитель четко представляет, какой работник ему необходим и какие проблемы он намерен решить с помощью нового специалиста.
Но даже когда у руководителя есть полная ясность относительно того, какие кадры ему нужны, отбор может не оправдать ожиданий. Определение и формулирование реальных требований к работе перед началом найма часто осуществляется недостаточно тщательно. Четко сформулировать требования к вакансии возможно в процессе анализа потребностей в работе.
Такой анализ позволит руководителю четко определить задачи и функции, без которых Ваш бизнес не может эффективно развиваться. Затем эти задачи могут быть перераспределены между имеющимися (или потенциальными) членами коллектива, обладающими необходимыми для эффективной работы знаниями и навыками. В этом случае может оказаться, что новый человек в компании совсем не нужен. Если же анализ подтвердил Вашу уверенность в необходимости дополнительного персонала, Вы смело можете приступать к его подбору.
Для оценки потребности в персонале можно предложить использовать тест, приведенный в Приложении 2.
Однако прежде, чем набирать персонал, надо создать в организации вакансию. Под созданием вакансии не стоит понимать формальное введение клеточки в структуре и строки в штатном расписании, как поступают иные руководители. Необходимо понять, кого и зачем надо подобрать, по каким критериям отбирать кандидатов. Поэтому до открытия вакансии надо провести ее подробный анализ.
В общем виде процесс планирования потребности в персонале может быть представлен следующими этапами планирования:
1. приема на работу (внешнее и внутреннее планирование);
2. сокращения кадров;
3. затрат на подбор и обучение кадров;
4. профессионального обучения кадров;
5. работы и перспективы развития персонала.
Подбор персонала
Кадровая политика в области подбора персонала (рекрутинг) состоит в определении принципов приема на работу, количества работников, необходимых для качественного выполнения заданных функций, методологии закрепления и профессионального развития персонала. Подбор кадров рассматривается как подфункция управления, которая реализуется в отношении личности. Процесс подбора персонала, как правило, осуществляется в следующей последовательности:
1. Критерии оценки: личности, работы (нормы поведения и характеристика профессиональных навыков).
2. Экспертная оценка (подбор тестов, задач, упражнений).
3. Наблюдение и отчет (приглашение претендентов, тестирование и проведение интервьюирования).
4. Оценка (критерии оценки кандидатов, описание полученных результатов).
5. Обратная связь (принятие решения: принять, дополнительное тестирование, не подходит).
Эффективность процедуры подбора кадров повышают различными способами (табл. 8.5.1).
Таблица 8.5.1.
Способы подбора персонала
Внутри предприятия | За пределами предприятия | ||
без передвижения штата | с передвижением кадров | более пассивный набор | более активный набор |
Увеличение объема работы. Продление рабочего времени на предприятии. Перенесение срока отпуска. Профессиональное обучение принимаемых на работу. | Внутрипроизводственное назначение (прием) По предложению начальника. Целенаправленное развитие кадров (профессиональное обучение, переквалификация, перемена места работы). | Личное посещение кандидатов. Картотека на кандидатов. Обработка заявлений о приеме на работу. Помощь руководства. Временная работа. Трудовой договор. | Доска объявлений. Вербовка при помощи работников Предприятия. Набор при помощи рекламы и плакатов. Штатный консультант по кадрам. Объявления в газете. |
Оценка и прием на работу
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия деловых и личных качеств личности требованиям должности или рабочего места.
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
Ступень 1. Предварительная отборочная беседа. Беседа может проводиться различными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили на будущее место работы, тогда ее может проводить линейный менеджер, в других случаях это не важно и ее проводит специалист отдела кадров.
Основная цель беседы – оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе.
Ступень 2. Заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету.
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.
Ступень 3. Беседа по найму (интервью). Существует несколько основных типов беседы по найму:
по схеме – беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения информации;
слабоформализованные – заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;
не по схеме – заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа – огромный источник информации.
Ступень 4. Тестирование, профессиональное испытание. Источник информации, который может дать сведения о личностных особенностях, профессиональных способностях и умениях кандидата. Результаты дадут возможность описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотивации, особенностях индивидуального стиля деятельности.
Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. Целесообразно обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает один год, а также к коллегам из других организаций, профессиональных обществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам.
При приеме на работу от претендента требуют следующие документы: заявление о приеме (первое впечатление о кандидате); фотография (дает представление о внешности); биография (наглядно показывает процесс становления); личная анкета (содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о кандидате); диплом или аттестат (дает сведения об успеваемости; о профессиональной квалификации и полученной специальности); трудовая книжка (подтверждает предыдущие места работы, освещает прежние сферы деятельности); рекомендации (освещают все аспекты профессиональной пригодности); характеристики с прежнего места работы и образовательного учреждения (способствуют повышению ответственного отношения к работе и учебе) и другие документы, предусмотренные ТК РФ.
Ступень 6. Медицинский осмотр. Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.
Ступень 7. Принятие решения. Сравнение кандидатов. Представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.
Эксперты подсчитали, что цена, которой приходится расплачиваться за прием на работу неподходящей кандидатуры, колеблется от 20% до 200% годового оклада. Учитывая это, неверно отобранный кандидат, проработавший в компании два года, может стоить компании потери $25 000 и более. Поэтому кадровые решения в числе наиважнейших решений компании. Оценка персонала сама по себе не может принять за вас кадрового решения. Процедура оценки персонала обеспечит ответы на ключевые вопросы: достаточна ли квалификация кандидата для исполнения должностных обязанностей? кого вы нанимаете: отличного сотрудника или потенциальную проблему? требуется ли кандидату тренинг или он сразу готов к работе? готов ли кандидат эффективно работать на данной должности? интересна ли претенденту на должность данная работа? останется ли он?
Методы оценки персонала
Методы оценки персонала можно объединить в три основные группы:
прогностический метод– используются анкетные данные, письменные или устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и коллег по работе, личные беседы и психологические тесты;
практический метод– проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы (техника пробных перемещений);
имитационный метод– претендентупредлагается решить конкретную ситуацию (ситуации).
Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала(табл. 8.6.1.).
Таблица 8.6.1.
Методы оценки персонала
Метод | Характеристика |
1. Центры оценки персонала | Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки. Особенно эффективен при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала. |
2. Тесты на профпригодность | цель – оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. |
3. Общие тесты способностей. | Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению. |
4. Биографические тесты и изучение биографии. | Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела – своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах. |
5. Личностные тесты. | Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. |
6. Интервью. | Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации. |
7. Рекомендации. | Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны – для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной. |
8. Нетрадиционные методы | полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией; алкогольный и наркотический тесты, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу; психоанализ в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях; известны примеры использования астрологии при подборе персонала. |
Перечисленные методы, как правило, позволяют решить лишь отдельные конкретные вопросы оценки потенциальных способностей работников и не позволяют оценить личность во всех ее проявлениях. В связи с этим вполне логично в последующем использовать новый комплексный метод оценки личности работника – метод оценочных центров, синтезировавшего отдельные элементы перечисленных методов и направлений (Приложение 3).
При отборе персона так же важно учитывать безопасность организации-работодателя. В ситуации отбора новых работников организация-работодатель беспокоится о целом ряде аспектов своей безопасности. Но и работник, устраивающийся на работу, также хочет найти такое место работы, которое отвечало бы его представлениям о безопасности. Представляется целесообразным рассмотреть проблему безопасности в ситуации отбора, как со стороны организации, так и со стороны работника.
Безопасность с точки зрения организации предполагает целый ряд аспектов:
1) Стремление защитить компанию от проникновения людей, имеющих связи с криминальными структурами.
2) Стремление поставить барьер перед людьми, склонными к воровству. При этом, чем выше должность, которую может занять такой человек, тем больший экономический ущерб он может нанести компании, которая возьмет его на работу.
3) Проверка работника на склонность к злоупотреблению алкоголем и употреблению наркотиков.
4) Обеспечение информационной безопасности компании. Сюда входит не только защита секретов производства (ноу-хау), но и защита баз данных, результатов маркетинговых исследований, планов, связанных с заключением договоров с другими компаниями, и другой информации, важной для сохранения ее конкурентоспособности.
5) Соответствие работника требованиям организационной культуры («наш» человек или «не наш»). Этот аспект безопасности при отборе новых работников очень недооценивается, хотя понятно, что и один человек, придерживающийся разрушительных или деструктивных установок, может нанести очень большой вред организации, выражающийся в ухудшении морально-психологического климата, склоках, конфликтах, ухудшении трудовой и исполнительской дисциплины и пр.
Многие компании внимательно изучают документы, предоставляемые кандидатами. В ряде случаев нестыковка в информации, полученной от работника в ходе интервью, противоречит содержанию резюме и информации в стандартных документах. Иногда настораживают грязные документы, зачеркивания, неаккуратные записи.
Важным направлением обеспечения безопасности компании является проверка рекомендаций, представленных работником. В Приложении 4 приведены некоторые советы, которые могут быть полезны при решении этой задачи.
Устраиваясь на работу, работник так же большое внимание уделяет различным аспектам собственной безопасности. К основным моментам, которые обычно отслеживает работник, можно отнести следующие:
1) Финансовая безопасность.
2) Надежное место работы.
3) Организационная культура.
4) Отсутствие психологических стрессов.
5) Физические условия труда.
6) Социальная безопасность.
7)Соблюдение этических принципов отбора, выработанных руководством организации в сфере рекрутинга.
Использование различных методов оценки персонала позволить: снизить текучесть кадров на 5%-10% и более; уменьшить время найма сотрудников на 50%, одновременно снизив стоимость найма; увеличить эффективность интервью при приеме на работу; установить сотрудникам оклад, соответствующий квалификации.