Лидерство в спорте, функции и типы лидеров

Лидерство- естественный социально-необходимый процесс групповой организации, самоорганизации и самоуправления, направленный на достижение общей цели, дифференциацию и интеграцию групповых явлений. Лидерство как внутригрупповой процесс предполагает взаимодействие участников, наличие лидера и рассматривается в плане резервных возможностей спортивной команды. В роли лидера (лидеров) спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно авторитетный, сильнейший и опытный спортсмен.

Признаки, характеризующие лидера:

1)принадлежность к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера (должен быть включен в иерархическую структуру группы);2)достижение групповой цели, в связи с этим выделяют несколько видов лидеров;3)инициативность (берет на себя большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний);4)желание или необходимость членов группы подчиняться ему.

В спортивной деятельности лидер выполняет ряд функций.

1. Организационная функция заключается в координации, согласовании, организации внешних совместных усилий членов спортивной команды (постановке цели, организации принятия решения, планировании путей, способов и средств достижения целей команды, распределении ролей и обязанностей между участниками спортивной деятельности...).

2. Информационная функция «предполагает сбор, переработку, хранение информации и своевременное осведомление участников спортивной деятельности (распределяет обязанности в предстоящей деятельности, предлагает информацию о соперниках).

3. Функция социализации используется при создании благоприятного психологического климата в команде (на тренировках и отдыхе), включает формирование ценностных ориентации личности.

Типы лидеров:

Деловой ориентирован на спортивные достижения, заботится о совершенствовании мастерства спортсменов, выступает инициатором в поисках наиболее эффективных методов подготовки. Является помощником тренера в решении задач технико-тактической подготовки.

Эмоциональный ориентирован на межличностные отношения в команде, поддержание благоприятного психологического климата, профилактику межличностных конфликтов, воспитание нравственных качеств. Является помощником тренера в воспитательной работе.

Также лидер может быть формальным (назначаемым) и неформальным (выбираемым).

Совпадение этих позиций обеспечивает высокую результативность спортивной деятельности.

24. Руководство спортивной командой и ее эффективность в спортивной деятельности. Руководство - официальный санкционированный процесс, подразумевающий социальный контроль и власть на основе официальных полномочий. Руководитель наделен административными правами и нормами. В роли официального руководителя в спортивной команде выступает тренер и (или) капитан команды. Для эффективности соревновательной деятельности необходимо взаимопонимание между лидером и руководителем.

Под стилем руководства понимается сочетание способов и приемов, с помощью которых тренер осуществляет управление спортсменами в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основные функции тренера.

Информационная функция. Здесь тренер рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин.

Обучающая функция. Тренер, как человек, постоянно работающий с коллективом выполняет функции педагога.

Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов, воспитании у них высокой сознательности и ответственности за выполнение поставленных целей.

Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В ней наиболее полно раскрывается профессионализм и мастерство тренера.

Административная функция. В обязанности тренера входит выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, аренда помещений и спортивных сооружений, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др.

Руководство осуществляется тремя основными стилями, авторитарным, демократическим и либеральным (анархическим) (К. Левин, 1936).

1. Авторитарный стиль предполагает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четкое распределение обязанностей между членами группы. Тренер до команды доводит только часть информации, на основе чего навязывает свое мнение, отдает приказания, не прислушиваясь к членам команды, не допуская дискуссий. Такой стиль предполагает прямые методы воздействия: инструкции, приказы, порицания. При авторитарном стиле руководства наблюдается хороший прирост результатов, но возможна оппозиция спортсменов, их уход от тренера. Есть предел интенсивности и длительности применения авторитарных методов руководства: до определенного уровня он ведет к росту результатов, превышение его - снижает результативность деятельности (P.M. Йеркс и Дж.Д. Додсон).

2. Демократический стиль ориентирован на общественное мнение, коллегиальное руководство, распределение полномочий между членами команды. Тренер прислушивается к мнению членов команды, советуется с коллегами, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, внимательно относится к спортсменам. Тренер предпочитает косвенные приемы воздействия: совет, предложение, беседу. Является наиболее эффективным, разумным и гуманным в руководстве.

3. Либеральный стиль наименее эффективен, тренер не вмешивается в групповую деятельность, руководит по типу «делайте, что хотите и как хотите». Он не предъявляет требований, не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений и конфликтов. Группа практически не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично, спонтанно.

На тренировках тренер больше присутствует, чем действует, допускает свободу выбора нагрузок, упражнений, не вмешивается в отношения занимающихся, использует просьбу.

Такой стиль часто называют попустительским, он вряд ли будет способствовать достижению высоких результатов в управлении и сплочении команды, в организации практической спортивной деятельности.

Наши рекомендации