История развития конфликтов
Курс лекций по дисциплине «Конфликтология».
Лекция №1
Введение
Основная причина конфликта - неудовлетворенность социальных потребностей человека в группе:
-низкий статус;
- мало любви, уважения;
- нет условий для самовыражения.
С одной стороны, личность нуждается в людях для достижения целей, с другой, личность стремится сохранить свободу, независимость, индивидуальность.
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
Стремительный рост конфликтов и усиление их роли в обществе совершенно четко фиксируется в нашей культуре. До сих пор нет единства в определении природы конфликта как социального явления.
Одни считают, что конфликт - это норма социальной жизни, единственное место в мире, где нет конфликтов - это кладбище. Другие считают конфликт болезнью общества, которая должна быть раз и навсегда вылечена. Сам конфликт можно определить как нарушенное согласие, а согласие, как результат улаженного конфликта.
Конфликт - столкновение сторон, сил, мнений, интересов и т.д. Это спор, борьба, разногласие.
Тот факт, что о конфликтах начали говорить не так давно, не означает, что их не было. В тоталитарном и демократическом обществах отношение к нему разное. В демократическом - это неотъемлемая сторона взаимодействия людей. В тоталитарном - это аномалия. В тоталитарном обществе якобы однородная социальная структура, равенство и равноправие всех людей. Конфликт разрешается подавлением и устранением лидеров. В определенные, непродолжительные отрезки времени такой режим может давать эффективное функционирование и стабильность. В демократическом обществе существует сложная социальная структура и разрешение конфликта - поиск компромисса, а в основе высокая правовая культура.
Конфликтология как наука сформировалась в 50-х-60-х гг.XX века. Конфликтология - наука о причинах, формах и динамике конфликта, путях их разрешения и предупреждения. Конфликтология является синтезом знаний о конфликте, накопленных психологией, социологией, политологией, экономикой, этикой, правоведением, теорией управления и другими социальными и гуманитарными науками.
Потребители конфликтологии - руководители, поэтому основная цель - выработка конструктивного решения.
Большинство руководителей стремится подавить конфликт, либо вообще не вмешиваются в него. Обе позиции ошибочны, так как в первом случае руководитель избавляется от нужных и полезных для организации конфликтов, а во втором - дает возможность развиваться тем конфликтам, которые вредны для организации.
История развития конфликтов.
Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт - не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир поло противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей.
Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они - не вся жизнь.
Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Единственный закон это «Война – отец и царь всего. Одним она определила быть богами, другим людьми, одних она сделала рабами, других свободными».
Эпикур отметил негативные последствия, которые вынудят людей жить в мире.
Существует гармония противоположностей, сотрудничество и солидарность классов и только благодаря этому общество живет и развивается.
Яковлев считал, что существует гармония противопоставлений, солидарность классов, благодаря этому общество живет и развивается.
Марксисты классовую борьбу рассматривали как крайнюю форму социального конфликта. В основе - противостояние между производственными силами и производственными отношениями.
Э. Роттердамский: «Складывается впечатление, будто Христос воюет на той и на другой стороне».
Зиммель: анализ конфликтов процесса зарождения и смены формирующейся культуры. Подчеркивал их постоянный характер.
Парето – 1 из главных факторов конфликта это соперничество элит, борьба масс с ней. Классовая борьба – форма борьбы за жизнь.
М. Вебер считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны, надо признать неизбежность существования на земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса (стабильности).
Я. Гумплович. Теория: 1. конфликт – сущность исторического процесса. 2. разделение общества на богатых и бедных – явление вечное. 3. конфликт способствует единству общества и возникновению более широких объединений.
Основные понятия.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонами и каждая сторона заинтересована в решении проблемы в свою пользу.
Объект конфликта – по мнению социологов во всех конфликтах речь идет о ресурсах и о контроле над ними, собственность – сам ресурс, он может быть материальным или духовным, а власть – вариант контроля над ним. Вообще, объект конфликта – некий дефицитный ресурс. Наряду с объектными существуют необъектные конфликты (без явного объекта).
Субъект конфликта – в зависимости от уровня субъектами могут выступать индивиды, группы, классы, организации, международные сообщества, политические партии и т. д. Зачастую субъекты скрываются за второстепенными участниками конфликта.
Противоречиеявляется необходимым, но не достаточным условием конфликта.
Соревнование – явление близкое, но, как правило, не обостренное до степени враждебности. Каждый действует на своем поле и действия сторон позитивны, направлены на успех. Игры – имитация конфликта.
Лекция №2