Типология характера по Мак-Вильямс
Тип характера | Драйвы, аффекты и темперамент | Защиты | Объектные отношения | Переживание собственного «Я» |
1. Психопатические (асоциальные) личности. Личность, организующим принципом которой является желание сознательно манипулировать другими | Большая базальная агрессия, врожденные тенденции к высокому порогу приносящего удовольствие возбуждения. Неспособность выражать в словах эмоции; доминируют слепая ненависть или маниакальная радость | Всемогущий контроль, проективная идентификация, иногда диссоциация | 1. В условиях обилия опасностей и хаоса (переезды, потери, семейный разрывы) дети были избалованы материально, но испытывали эмоциональную депривацию, не находя помощи в выражении и понимании чувств. 2. Повтор защит родителей, поощряющих демонстрацию силы и снятие всех ограничений | Представления о «Я» поляризованы между желаемым состоянием всемогущества и пугающим состоянием отчаянной слабости. Отсутствие четких ограничений, непонимание последствий импульсивных действий, примитивная зависть как стремление разрушить все, что является желанным |
2. Нарциссические личности. Личность организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Опыт описывается дефицитарной моделью: чего-то недостает (обмануты и нелюдимы) | Конституционально чувствительны к невербальным посланиям, невыраженным аффектам. Сильный драйв агрессии с неспособностью переносить агрессивные импульсы. Ведущие эмоции – стыд, зависть. С трудом выражают раскаяние и благодарность | Идеализация и обесценивание. | Использование в детстве для нарциссического расширения родителей; забота о них потому, что они выполняют некую функцию, что и приводит к состоянию постоянного беспокойства со стороны ребенка, вынужденного постоянно «соответствовать» | Эго расположено между полярностями: величественным «все хорошо» и истощенным «все плохо» |
3. Шизоидные личности. Диапазон от кататоников до творящих гениев; общая черта: стремление к духовным изысканиям, теоретической и творческой деятельности | Гиперреактивность, способность легко поддаваться перестимуляции. Врожденная сензитивность (угнетает избыток света, шума, движения). Проблемы орального уровня: удаляться, чтобы не быть поглощенными. Тревога по поводу базальной безопасности. Отстраненность от жизни или некоторой своей части | Уход во внутренний мир, проекция и интроекция, идеализация, обесценивание, интеллектуализация | Глубокая амбивалентность по поводу привязанности (жажда близости и страх быть поглощенными; 2 типа – любители дистанции (филобаты) и стремящиеся к близости (окнофилы)) порождена двумя типами семейных ситуаций. 1. Покушающийся, сверхвовлеченный тип воспитания. 2. Одиночество и пренебрежение со стороны родственников | Индифферентность к эффекту, производимому на других; безопасная дистанция шизоидного «Я». Стремление к подтверждению уникальности и оригинальности |
4. Параноидные личности. Стремление к величию, подозрительность и отсутствие чувства юмора | Гипервозбудимость (низкий стимульный порог), негативное расположение духа, неадаптированность, интенсивность реакций, направленных вовне. Бдительность, ожидание вреда извне, обида и зависть. Неосознаваемые и проецируемые вовне чувства стыда и вины. | Проекция, проективная идентификация, реактивное формирование | Жестокость, при которой ребенок страдал от подавления, унижения, критицизма взрослых и безуспешно стремился их удовлетворить | Противоречие между униженным и презираемым образом «Я» и всемогущим, оправдываемым и торжествующим. Одновременно – неясность своей сексуальной идентификации, тяга к однополой любви |
5а. Депрессивные личности. Переживаемая потеря части себя, сопровождаемая печалью, сниженной энергетикой | Наследственная передача депрессии. Направленный внутрь гнев. Вовне – великодушны, чувствительны, терпеливы | Интроекция, обращение против себя, идеализация | 1. Раннее переживания потери. 2. Пренебрежение потребностями детей со стороны взрослых. 3. Негативное отношение к горю, отрицание потери. 4. Характерологическая депрессия у родителей | Переживание себя плохими и проявление компенсаторной филантропической активности |
5б. Маниакальные личности. Депрессивная организация личности нейтрализуется отрицанием | Высокая энергия, возбужденность, мобильность, переключаемость и общительность. Переживание счастья характерно, а спокойная безмятежность исключена | Отрицание, отреагирование, всемогущий контроль | Повторные травматические сепарации без возможности пережить этот опыт | Потребность быть в движении; страх дезинтеграции |
6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные) личности. Применяют достижение триумфа посредством навязанного себе страдания, вовсе не подкрепленного любовью к боли. Конституционально стремящиеся к объекту и зависящие от него | Паттерн повторения страдания. Считают себя незаслуженно страдающими. В ответ на то, что отвечает их объективным интересам, могут возникать гнев, обида, негодование | Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование, морализация, отрицание | 1. Родители, формально относящиеся к своей роли, начинают проявлять участие, если ребенку причинена боль или он подвергается опасности. 2. Перестановка ролей, при которой дети чувствуют ответственность за родителей. 3. Поощрение со стороны родителей мужества в страданиях | Переживание себя отверженным и виноватым наряду с убеждением, что они обречены быть недооцененными и с ними нужно плохо обращаться. Самоуважение требует переносить неприятные ситуации, а не изменять их |
7. Обсессивные и компульсивные личности. Склонные «думать и делать» | Фиксация на анальной стадии. Повтор сценария приучения к туалету ‑ чистоплотность, упрямство, пунктуальность. Базовый аффект ‑ гнев под контролем, борющийся со страхом быть наказанным. Невыраженность аффекта в словах. Доса да, стыд | Изоляция у обсесивных, уничтожение сделанного у компульсивных. Рационализация, морализирование, компартментализация, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта | 1. Высокий контроль, требование от детей послушания, осуждение их не только за поступки, но и за чувства, мысли, фантазии. 2. Заброшенность со стороны родителей, отсутствие представлений о чистоте и других нормах | Озабоченность проблемой соответсвия высоким нравственным принципам, определяемым к терминах контроля. Обретение самуважения посредством стандартов поведения, предъявляемых интернализованными фигурами родителей. Обсессивные находят опору для самоутверждения в думании, компульсивные ‑ в делании |
8. Истерические или театральные личности. Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности, особенно межличностной | Оральное удовлетворение ‑ в любви, внимании, эротической близости. Возможна двойная фиксация ‑ на эдиповой и оральной стадиях | Репрессия (подавление), сексуализация и peгрессия, отреагирование вовне, диссоциативные защиты | Отношения, приписывающие неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу (переживание проблематичности сексуальной идентичности) | Чувство пугливого ребенка, преодолевающего трудности так успешно, как это только возможно в мире сильных и чужих других. Способ самоутверждения ‑ спасение других и использование сексуальной привлекательности |
9. Диссоциативые личности. «Патология утаивания» | Высокая врожденная находчивость, межличностная сензитивность. Конструкта в терминах драйвов предложено не было. Главные эмоции – предсмертный ужас, агрессия, ярость, стыд и вина. Телесные ощущения, провоцирующие транс – непереносимая боль и смущающее сексуальное влечение | Диссоциативные защиты на фоне высокой способности к самогипнозу | 1. Сексуальное или другое насилие. 2. Диссоциативные родители, в прямой или опосредствованной форме (алкоголики, лекарственная зависимость). Во взрослом возрасте ищут объектов, страдающих от голода отношений и умеющих оценить заботу | «Я» фрагментировано, и каждая из составляющих несет свои функции. Каждая должна быть клиентом |
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель-Пресс, 2001. ‑ 745 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑ М.: Педагогика, 1982.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. ‑ М., 1984.
4. Волков П. Разнообразие человеческих миров. ‑ М.: Аграф, 2000. ‑ 512 с.
5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий... // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 262-269.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. ‑ М., 1992.
7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. ‑ 325 с.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с.
9. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. ‑ М.: Класс, 2001. ‑ 472 с.
10. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с.
11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т, Введение в экспериментальную психологию личности. ‑ М., 1985.
12. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. ‑ М., 1992.
13. Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. ‑ М., 1988.
14. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. ‑ М.: Педагогика, 1988. ‑ 330 с.
15. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000.
16. Юнг К. Психологические типы. ‑ СПб.: Ювента; М.: Прогресс, 1995. ‑ 711 с.