Организуйте процесс выработки коллективных решений
При наличии соответствующей организации дискуссия позволяет ее участникам повысить качество принимаемых решений. Р.Л. Кричевский [22, с. 186]
В процессе разработки решения руководитель команды может наделять ее различными полномочиями [29, с. 102]:
□ Команда как орган информационного характера. На совещаниях этого органа члены команды обмениваются последними данными, информируют друг друга о сложившейся ситуации, о принятых и намечаемых решениях. В результате могут быть уточнены методы осуществления решений и создается единая для членов команды информационная картина происходящего.
□ Команда как совещательный орган. В этом случае команда, объединяя рассредоточенные в различных областях знания, вырабатывает альтернативные варианты решений проблемы и оценивает их. Как правило, право принятия окончательного решения принадлежит одному из членов команды (лицо, принимающее решение). Он использует результаты обсуждения в качестве основы для принятия решения.
О Команда как орган, уполномоченный принимать решения. Команда не только создает информационную базу и разрабатывает альтернативные решения, но и коллегиальным путем (например посредством голосования) принимает окончательное решение. Обычно это имеет место при принятии сложного решения или при отсутствии руководителя.
П Команда как орган, осуществляющий контроль. Команда выполняет роль органа, дающего разрешение на принятие решений, соответствующих определенным требованиям. Она же осуществляет контроль за выполнением этих решений. В таких случаях члены команды могут принимать единоличное решение только до определенного уровня, за пределами которого необходимо получить соответствующее разрешение команды.
В первую очередь обратим внимание на то, что исследованные нами команды зачастую берут на себя принятие не свойственных им решений.
Под таковыми подразумеваются:
□ решения, которые в принципе могут быть приняты индивидуально, и, следовательно, нет необходимости собирать для их разработки команду;
П решения, которые не соответствуют уровню, занимаемому командой в структуре управления организацией.
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
Зачастую команды берут на себя принятие не свойственных им решений.
В силу существующих ситуационных ограничений командной работы рекомендуется собирать членов команды для принятия совместного решения только в определенных случаях [46, с. 191]:
1) решения, имеющие долговременный потенциал и связывающие команду в частности или организацию в целом на продолжительный срок в будущем (стратегические решения);
2) решения, затрагивающие несколько или все функции и, следовательно, требующие разносторонней оценки и анализа (межфункциональные решения);
3) решения, учитывающие ценностные соображения (этические, социальные, политические и прочие) и направленные на установление стандартов деятельности и поведения в организации;
4) уникальные, редкие, а также те рутинные решения, которые требуют общего правила — решения в принципе, — принимаемого на данном уровне, но применяемого на уровне ниже.
Кроме этого, круг решений, принимаемых командой, определяется местом, которое занимают ее члены в структуре управления организацией.
Так, например, к наиболее типичным для команды высшего звена управления организацией относятся следующие решения [28, с. 456]:
□ Выход на новый рынок.
□ Создание производства новой продукции.
□ Приобретение другой компании. П Слияние с другой фирмой.
П Источники кредитования развития компании.
□ Внесение существенных изменений в политику фирмы, чтобы удовлетворить социальные или законодательные требования.
Вопрос 6 том, стоит ли команде высшего звена управления заниматься оперативным руководством, в одном из проведенных опросов мы выделили отдельно. Полученные нами ответы заключались в следующем (рис. 12).
В качестве случаев, когда включение команды высшего звена управления в оперативную работу является оправданным, назывались следующие: П на соответствующем уровне не получается найти решения, отвечающего предъявляемым требованиям;
D принятое оперативное решение не согласуется с организационной стратегией и организационными ценностями;
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
D проблема является оперативной, но с ней сталкиваются впервые.
Но подобные случаи являются редкими, и, в целом, считается, что команда высшего звена должна заниматься вопросами общеорганизационного значения.
Круг решений, которые должна принимать команда, определяется местом, которое занимают ее члены в структуре управления организацией.
Исходя из результатов исследования, можно сделать еще один вывод: руководители команд достаточно часто пользуются своим абсолютным правом принятия окончательного решения, но еще чаще принимают решение только после того, как ознакомятся с мнением команды.
Мы попросили опрошенных ответить, какие способы принятия решения руководитель их команды использовал в течение последнего года (табл. 4).
В свою очередь, мнение команды, пусть и не в полном составе, имеет больший вес и считается более ценным при анализе проблемы и разработке вариантов ее решения.
Мы попросили опрошенных ответить, какие способы выработки решений руководитель их команды использовал в течение последнего года (табл. 5).
Также следует отметить невысокую оценку, которую опрошенные члены команд дают действующим
Таблица 4
Используемые руководителями команд способы принятия решений
Способы | Число опрошенных, отметивших применение руководителем команды данного способа |
1) Единолично | 36,4% |
2) Коллегиально, но менеджер имеет право вето | 63,6% |
3) Каждый член команды, включая менеджера, имеет равносильный голос | - |
Таблица 5
Используемые руководителями команд способы выработки вариантов решений
Способы | Число опрошенных, отметивших применение руководителем команды данного способа |
1) Самостоятельно | — |
2) С привлечением некоторых членов команды | 62,5% |
3) Собрание всей команды | 37,5% |
процедурам проведения проблемных совещаний (заседаний, собраний). Исходя из этого, можно предположить, что в командах либо вообще отсутствует логическая схема разработки совместных решений,
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
либо используются какие-нибудь оригинальные схемы. Если имеет место второе обстоятельство, то это не является негативным фактом. Однако в тех командах, где мы просили схематично (в виде последовательных этапов разработки решения и связей между ними) описать, как осуществляется разработка совместного решения, наша просьба вызывала явные затруднения. Между тем, в практике управления известно немало методов организации команды на разработку совместного решения, доказавших свою эффективность. Некоторые из этих методов будут рассмотрены нами чуть ниже.
Зачастую в командах вообще отсутствует логическая схема действий по разработке совместных решений.
К уже названным недостаткам деятельности команд в сфере разработки и принятия совместных решений добавляется еще и такой, как пороки самих решений, а точнее просчеты и ошибки, допускаемые при переводе принятого решения на язык приказа, являющегося своего рода руководством к действию:
□ не определяется исполнитель (ответственный);
□ задание адресуется не тому лицу, к сфере деятельности которого относится решаемая проблема;
□ указывается нереальный срок выполнения; О не обеспечиваются соответствующие ресурсы.
Еще один недостаток в сфере разработки совместных решений — пороки самих решений.
Один из основных способов устранить выявленные недостатки — сделать процесс разработки совместных решений организованным.
Организованный означает, что решение проблемы, требующее участия всех или большинства членов команды, происходит по отработанному алгоритму, включающему последовательность четко определенных этапов, хорошо известных членам команды и соблюдаемых ими.
Сделать данный процесс организованным позволяют рассматриваемые далее методы.
Наиболее распространенным методом организации проблемных заседаний и совещаний команды, направленных на совместную разработку решений и последующее их принятие, является «мозговой штурм» («мозговая атака»).
Данный метод был придуман в середине XX века американским исследователем Алексом Осборном. Сам автор определил мозговой штурм как метод, позволяющий группе людей использовать свои интеллектуальные возможности для быстрого и эффективного решения поставленной задачи [32].
Метод можно использовать в любых проектах на этапе генерирования идей. Это могут быть идеи разного уровня — от стратегических концепций до сценария корпоративного праздника.
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
Так можно придумать название нового брэнда, сценарий ролика, варианты продвижения товара и т. д. Кроме того, мозговой штурм используют не только для решения сложных проблем, но и для того, чтобы люди просто поработали в команде. Выбирают легкую задачку, например, как мы будем встречать Новый год [32].
Последовательность входящих в него этапов представлена на рис. 13.
К каждому этапу дадим необходимые с нашей точки зрения комментарии.
Формулирование проблемы выносится в отдельное действие по следующим соображениям.
Зачастую люди сталкиваются не с самой проблемой, а с ее последствиями, которые либо уже имеют место, либо могут появиться через некоторое время. Очевидно, что бороться необходимо не с последствием, а с проблемой, которая его вызвала. При этом определение самой проблемы в некоторых случаях является достаточно тяжелой задачей.
После того как сама проблема установлена, ей следует дать четкую, желательно простую и понятную формулировку.
Отбор участников мозгового штурма. В некоторых случаях для проведения мозгового штурма необязательно собирать всю команду.
Для участия в мозговом штурме рекомендуется пригласить членов команды, которые:
а могут быть затронуты данной проблемой или ее решением;
Рис. 13. Основная структура метода «мозговой штурм» [18, с. 201]
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
П могут быть полезны при решении рассматриваемой проблемы, обладая необходимыми информацией и опытом; D будут исполнять принятые решения. Нецелесообразно собирать команду в полном составе, если:
О некоторые ее члены обладают гораздо большими знаниями и опытом в предмете обсуждения, чем другие;
О по каким-либо причинам нет необходимости делать рассматриваемую проблему предметом «командного» обсуждения. Одна из основных причин, по которой столько внимания уделяется отбору участников проблемного совещания, заключается в намерении снизить его стоимость.
Стоимость совещания можно вычислить как:
где tcoв — (от англ. time — время) средняя продолжительность совещания команды (час),
W i члс — (от англ. wages — зарплата) размер зарплаты каждого члена команды, участвующего в совещании, в пересчете на один час рабочего времени (руб/час),
n — число участников проблемного совещания (чел).
Отсюда очевидны два способа снижения стоимости совещания:
1. Сокращение его продолжительности. Оно достигается за счет устранения неоправданных затрат времени. Метод мозгового штурма имеет четкие границы продолжительности, в которые рекомендуется уложиться: от 20 минут до 1 часа [32].
2. Уменьшение количества участников до минимально необходимого. Принимая участие в проблемном совещании, член команды отвлекается от выполнения своих основных «производственных» задач: работа с поставщиками, поиск клиентов, организация работы исполнителей и т. п. К стоимости участия члена команды в совещании прибавляются «упущенные возможности»: вместо участия в совещании член команды мог бы создать некоторую «прибыль», занимаясь своей непосредственной «производственной» деятельностью. Очевидно, что эти затраты должны быть оправданными.
Определение ведущего. По уже рассмотренной нами структуре командных ролей ведущий берет на себя роль председателя. Ведущим необязательно должен быть руководитель команды. Любой член команды может быть ведущим в ситуации, когда рассматривается проблема, относящаяся к его сфере ответственности или в решении которой он является наиболее заинтересованным по сравнению со всеми другими. Таким образом, роль ведущего переходит от одного члена команды к другому в зависимости от обстоятельств и носит ситуационный характер.
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
Представление проблемы ведущим. Для начала нужно четко обозначить проблему. Примерный текст вступительного слова ведущего может выглядеть следующим образом: «У нас с Вами сейчас будет около получаса для того, чтобы написать как можно больше вариантов названий нашего брэнда. Ничего не надо обосновывать, не надо анализировать предлагаемые решения. Задача — собрать как можно больше вариантов» [32]. Таким образом, открывается вторая стадия мозгового штурма — стадия поиска.
Высказывание участниками идей. Участники мозгового штурма предлагают различные варианты решения проблемы, пусть даже смешные и абсурдные, но не одно из них не подвергается какой-либо критике и оценке.
Обобщение результатов. Если примерно через полчаса после начала мозгового штурма возможных решений еще не найдено, то следует проанализировать, что происходит: участникам не хочется решать эту проблему, они не видят возможного выхода и т. п. Можно сделать перерыв, пусть идеи поварятся в голове. В этом случае люди вроде бы перестают решать проблему, но бессознательно они продолжают о ней думать. И потом наступает озарение: «Ага, надо вот так!» Если же все-таки проблема не решается, то вполне возможно, что найдется способ изменить саму ситуацию. Например, возникли проблемы с про-
движением товара, и команда работает над тем, что нужно изменить. Поиск идет долго, и через некоторое время приходит понимание, что это нереально. Но если с продвижением не получается, то может быть стоит изменить логистику? Другой пример — никак не удается расширить офис. Люди уплотняются, переставляют столы. А может быть решение, чтобы на какое-то время сделать офис виртуальным? [32]
Основная задача стадии поиска — создать как можно больший массив предложений по решению рассматриваемой проблемы.
При этом сам автор мозгового штурма А. Ос-борн учитывал следующий факт. Есть люди, которые хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с анализом, и наоборот: некоторые люди лучше справляются с критическим анализом идей, но у них не получается придумывать новые [32].
Таким образом, разделить всех участников на две подгруппы: «генераторы идей» и «критики».
На стадии поиска «генераторы» создают как можно больше предложений относительно решения рассматриваемой проблемы.
На стадии оценки «критики» отсеивают совершенно непригодные предложения, обсуждают спорные и удерживают из них максимум возможного, принимают очевидные.
Однако практика показывает, что лучше, если на обеих стадиях будут действовать все участники.
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
Дело в том, что люди вкладывают в творческий процесс часть своей души, у них появляется азарт. Если они выложились при разработке вариантов решений, а потом не имеют никакого отношения к судьбе своего детища, то в следующий раз их очень трудно будет вовлечь в процесс решения креативных задач. Поэтому нужно дать им возможность оценивать [32].
Оценка идей. Для каждой задачи устанавливаются свои критерии оценки решения. К типичным критериям относится бюджет расходов, сроки реализации, определенные ресурсы. Критерии оценки решения должны быть продуманы на этапе формулирования проблемы. Но ознакомить с ними участников мозгового штурма рекомендуется только на стадии оценки. Участники не должны все время думать о критериях оценки, иначе не получится креативного процесса на стадии поиска.
Сам процесс выбора окончательного решения может происходить по-разному.
Наиболее часто применяемый вариант ■— голосование, когда простым большинством голосов определяется наилучшее решение. Одной из разновидностью голосования является подход, при котором участникам предлагается проран-жировать полученные решения. Каждому участнику дается какое-то суммарное количество баллов, например десять баллов, которыми следует оценить имеющиеся варианты решений.
Можно отдать все десять баллов одному решению или распределить их между несколькими вариантами.
Другим способом является достижение консенсуса. Абсолютный консенсус — это когда все участники приходят к одному мнению. Такой способ рекомендуется, если рассматривается очень важная проблема и принимаемое решение затрагивает всех участников. Но консенсус, как правило, трудно достижим и требует значительного времени. Поэтому данный способ не типи- срочное решение или когда ответственность за решение несет только один человек. Тем не менее следует отметить, что люди обычно лучше воспринимают решения, принятые именно посредством консенсуса. Кроме того, совсем не обязательно достижение абсолютного согласия. Важно, чтобы каждый участник честно высказался и взял на себя обязательства поддерживать принятое решение.
Следующим способом является решение, принятое одним лицом (лицо, принимающее решение — ЛПР): ЛПР объявляет решение и закрывает заседание. При этом важно, чтобы участии- ки поняли, что их мнения услышаны. Подобный способ наиболее эффективен при временных ограничениях.
Использование. Если в завершении этапа оцен-ки идей вырабатывается окончательное решение,
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
то на данном этапе производится определение плана действий по его выполнению.
План действий должен отвечать на следующие ключевые вопросы [55]:
□ Какие решения были приняты?
□ Какие действия должны быть выполнены?
□ Кто несет ответственность за эти действия?
D Когда действия должны быть выполнены?
После завершения заседания ведущему (председателю) рекомендуется оформить соответствующим образом план действий, описав его примерно по следующей структуре:
□ тема заседания (определение проблемы); □ ведущий;
□ участники;
□ альтернативы (предложения); О критерии оценки решения;
□ окончательное решение;
□ задания по выполнению окончательного решения;
□ ответственные за исполнение заданий;
□ даты исполнения заданий.
Составленный документ распространяется среди участников и других заинтересованных лиц.
В заключении отметим несколько наиболее распространенных ошибок, возникающих в случае применения мозгового штурма:
□ Неправильный выбор участников.
□ Возникновение соревновательности в группе.
□ Появление оценочности на стадии поиска.
В теории и практике управления известны еще несколько методов организации группы на разработку и принятие совместных решений:
1. Метод сенектики (метод соединения разнородного). Напоминает мозговую атаку, т. к. основная идея та же — первоначально выработать как можно больше разнообразных, а в данном слу-чае — прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Среди участников выделяются «сенекторы», задача которых — наиболее четко формулировать противоположные мнения. Группа должна видеть две возникшие крайности в решении проблемы, с тем чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии эти крайности отбрасываются, принимается усредненное решение.
2. Метод номинальной группы. Ограничивает обсуждения или общение до определенного преде-ла. Члены команды присутствуют на встрече, но действуют независимо. Использование метода предполагает осуществление следующих шагов: ставит- ся проблема, каждый участник независимо друг: от друга записывает свои соображения или идеи по данной проблеме, проводится запись всех идей каждым членом команды, команда обсуждает, проясняет и оценивает идеи, каждый участник независимо определяет рейтинг значимости всех идей, окончательное решение определяется как идея с наиболее высоким совокупным рейтингом.
3. Метод Дельфи. Сходен с методом номинальной группы, но исключает личную встречу
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы
участников (физического присутствия всех членов команды не требуется). Этот метод характеризуют следующие шаги: определяется проблема, участники предлагают возможные решения посредством анонимного и независимого ответа на первую анкету, результаты первой анкеты собираются и обобщаются, каждый участник получает копию результатов и снова дает свои варианты решения (обычно даются новые варианты решения или появляются изменения в первоначальной позиции). Указанные шаги повторяются так часто, как это необходимо, пока не достигается консенсус.
Сделать процесс разработки совместных решений организованным позволяют методы, хорошо известные в теории и практике управления: «мозговой штурм» («мозговая атака»), метод сенектики, метод номинальной группы, метод Дельфи.
Упражнение 6. «Исследование методики
проведения собрания» [31, с. 156] Цели
1. Ознакомиться с факторами, влияющими на успешное проведение собрания команды.
2. Оценить приемы, используемые Вашей командой при проведении собрания.
3. Разработать план по совершенствованию методики проведения собраний.
Ход работы
1. Члены команды заполняют форму теста:
□ определяют, насколько важен каждый из перечисленных факторов для работы команды, проставив знак «Ц» в одной из соответствующих колонок 2—4;
О оценивают, насколько верно каждое утверждение для методики организации собрания, используемой в команде, проставив знак «Ц» в одной из соответствующих колонок 5—9.
2. Обсуждают результаты, вносят корректировки в ответы, если необходимо.
3. Выделяют основные моменты, которые необходимо совершенствовать. Особенно следует обратить внимание на те факторы (утверждения), которые обладают высокой степенью важности (очень важно, важно), но имеют низкую оценку (иногда, редко, почти никогда).
4. Определяют шаги по совершенствованию методики проведения собраний в команде, если необходимо.
Используя данные шкалы оценки, определите: J. насколько важны данные факторы для успешного проведения собрания в Вашей команде (степень важности); 2. насколько верны эти утверждения для Вашей команды (оценки). | Степень важности | Оценки | |||||||||||||||||||||||||||||||
Желательно | Важно | Очень важно | Почти никогда | Редко | Иногда | | Часто | Почти всегда | ||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Собрания проводятся только по мере необходимости | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Эффективно используются такие методы, как телефонные конференции и др. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Наличие повестки дня | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Участники знакомятся с повесткой дня заранее | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Темы, вынесенные на повестку дня, понятные и конкретные | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6. В каждом пункте повестки дня указано время, отведенное на данную тему | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7. В каждом пункте повестки дня указан ответственный человек | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Объявление о собрании содержит информацию о времени его окончания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Объявление о собрании содержит информацию о необходимой предварительной работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Каждый пункт повестки дня содержит информацию о том, какие действия должны быть приняты по данному вопросу | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Собрание посещают только те, кто имеет отношение к обсуждаемым темам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Для проведения собраний по возможности выбирается самое удобное время (день недели и час) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Если собрание рассчитано на длительное время, то оно проходит с перерывами | |||||||||||||||||||||||||||||||||
14. На собрании присутствует надлежащее количество человек | |||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Пространство в комнате организовано в соответствии с задачами собрания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Помещение для собрания заранее готовится, проверяется исправность необходимого оборудования | |||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Участники приходят на собрание подготовленными | |||||||||||||||||||||||||||||||||
18. При необходимости в собрании принимают участие независимые ораторы, привлекаются дополнительные ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Эффективно используется оборудование для презентации (проекционный аппарат и т. п.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Собрание открывается кратким изложением задач встречи и представлением повестки дня | |||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Собрание начинается точно в назначенное время | |||||||||||||||||||||||||||||||||
22. Поощряется участие в обсуждении | |||||||||||||||||||||||||||||||||
23. Используются вопросы, направленные на уточнение идей, высказывание точек зрения и другие методы, способствующие эффективному проведению обсуждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
24. Несогласие во мнениях изучается и эффективно разрешается | |||||||||||||||||||||||||||||||||
25. Члены команды успешно демонстрируют навыки слушания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
26. Итоги дискуссии подводятся по каждому пункту | |||||||||||||||||||||||||||||||||
27. Группа достигает согласия по основным вопросам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
28. Решения остаются сфокусированными на обсуждаемых темах | |||||||||||||||||||||||||||||||||
29. На собрании успешно регулируется проблемное поведение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
30. Команда празднует пройденные этапы работы и успешные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||
31. Личный вклад члена команды в работу получает одобрение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
32. Команда открыта и честна в оценке качества своей работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
33. Члены команды всегда готовы внести свою долю в дело и выручить друг друга | |||||||||||||||||||||||||||||||||
34. При необходимости команда уделяет время пересмотру своих целей и задач | |||||||||||||||||||||||||||||||||
35. Результативность собрания увеличивается благодаря работе подгрупп и комиссий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
36. В конце собрания подводится итог основным решениям и соглашениям | |||||||||||||||||||||||||||||||||
37. План последующих действий согласуется и фиксируется | |||||||||||||||||||||||||||||||||
38. Члены команды берут на себя ответственность за осуществление различных пунктов из плана действий | |||||||||||||||||||||||||||||||||
39. При необходимости устанавливается дата и время следующего собрания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
40. В ходе собрания применяется установленный регламент времени выступления участников | |||||||||||||||||||||||||||||||||
41. Собрание заканчивается в установленное время | |||||||||||||||||||||||||||||||||
42. В период между собраниями руководитель обсуждает с командой важные темы и проблемы, поднятые на встрече | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2
Формирование команды и организация совместной работы