Глава 3 организация и ее среда
Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях.
Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продажи, гарантии и т.д.). С рынка фирма получает деньги и опять-таки информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов и т.д.).
Фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортными учреждениями, торговыми агентами и т.д.), рекламными агентствами; изучает общественное мнение.
Фирма работает в определенной стране. В этой стране существуют определенная общая экономическая и политическая ситуация, определенный уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции.
На рис. 2 изображен общий процесс функционирования фирмы.
Рис. 2. Процесс функционирования фирмы
Все вышеперечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние.
Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне ее.
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.
Под внешними — переменные, находящиеся вне организации, которые способствуют (или нет) ее функционированию, выживанию и эффективности.
Рассмотрим внутренние ситуационные факторы.