Основные принципы взаимоотношения сестры с врачом
1. Врач и медсестра — это два союзника.
2. Единая тактика в лечении.
3. Медсестра всегда присутствует на обходах.
4. Строгое соблюдение субординации.
5. Устранение «недоделок».
6. Правильное оформление документации.
7. Обоснованный подход к назначениям.
8. Поддержка авторитета врача.
9. Своевременное информирование врача о вопросах, возникших у пациента.
Болезни, патологические состояния, вызванные какими- либо профессиональными действиями врача, называют ятрогенними (ятрогении), сестры — соррогенными (соррогении).
Американский врач-биоэтик Роберт Вич (1992 г.) определил четыре модели взаимоотношений медиков с пациентами:
1. Патерналистская(от лат. pater — отец) — модель родительской заботы врача о своем пациенте. Медики сами принимают важные для пациента решения и при этом берут всю ответственность на себя.
Эта модель противоречит принципу уважения автономии пациента, на сегодняшний день применима в педиатрии, психиатрии, гериатрии.
2. Инженерная(модель автомеханика) — пациент встречается с врачом или медицинской сестрой только для «устранения поломок».
Межличностный компонент взаимоотношений полностью игнорируется. Эта модель применима в физио- и рентгенка- бинетах, отделениях функциональной диагностики.
3. Коллегиальная(семейная медицина) — когда заботу о здоровье пациента берут на себя несколько специалистов. Характеризуется полным взаимным доверием медицинского персонала и пациентов. Очевидно, будет иметь место в семейной медицине.
4. Контрактная(договорная) — пациент и медработник заключают контракт, в котором определяются рамки их взаимоотношений.
Существует несколько этапов установления отношений между сестрой и пациентом.
Начальный— этап ориентации, знакомство пациента и сестры. Пациент захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его людьми. Сестра в ходе работы получает представление о поведении пациента. Важны свойства личности пациента и сестры.
Развернутый— дальнейшая работа зависит от сформировавшегося контакта между сестрой и пациентом. Изменение картины болезни, все происходящее с пациентом могут вызвать у него появление страха, неуверенности, придирчивость. Все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к пациенту, беседуя с ним, выслушивая его проблемы.
Конечный— пациент должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке; трудности обычно возникают при выписке из больницы пациентов, получивших определенную группу инвалидности.
Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, вероисповедания, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую внимания и сострадания.
Болезнь — не только страдание больного органа пациента. Человек испытывает серьезное эмоциональное потрясение. Больные часто жалуются на чувство собственной малоценнос- ти, одиночества и ненужности. Поэтому первоочередная задача психологической помощи пациенту уже при первом общении с ним — вернуть чувство уверенности в себе, утраченную веру в выздоровление, восстановить потерянную связь с окружающими, дать пациенту необходимую психологическую силу, которую он утратил.
Клинику любого заболевания можно оценить с двух сторон: внешней и внутренней.
Внешняя, или объективная, картина болезни — это совокупность клинических данных, полученных медиками: показатели осмотра, перкуссии, пальпации, различных исследований.
Внутренняя картина болезни — это определенное состояние пациента в момент болезни.
В структуре внутренней картины болезни различают несколько уровней:
1. — чувственный уровень — ощущения пациента в связи с его болезнью (тошнота, головокружение);
2. — эмоциональный уровень — переживания пациента по поводу его заболевания;
3. — интеллектуальный уровень — уровень представлений и знаний пациента о болезни;
4. — уровень отношения к болезни и мотивация к возвращению (укреплению) здоровья.
Следует уделить внимание и личности пациента. Медсестра может привлечь пациента к активному участию в лечебном процессе, оказать помощь больному в осознании и понимании необходимости борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фараджа, живший в XIII веке, обращаясь к пациенту, говорил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один. Вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость соответствует и современным представлениям: в борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его жизнестойкости, готовности сотрудничать с медиками в борьбе против заболевания.
Эгогения — это влияние пациента на самого себя, эгрого- гения — влияние пациентов друг на друга.
Отношение к болезни у пациента может бьггь адекватным и неадекватным со множеством нюансов.
Адекватное (гармоничное)отношение к болезни предполагает осознание пациентом необходимости лечения. Пациент трезво оценивает свое состояние, стремится содействовать успеху лечения, не желает обременять других тяготами ухода за собой.