Задания для самостоятельной работы. Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкций, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и

Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкций, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками; в) руководителя с подчиненными. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

Проанализируйте педагогические возможности изменения хронотипов в школе. Может ли учитель использовать изменение хронотипа в качестве средства воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние? Приведите соответствующие примеры.

В книге В.А.Сухомлинского «Родина в сердце» представлены сочинения, написанные учениками 1-7 классов средней школы (М., 1980, С. 65-75). Проанализируйте данные сочинения с точки зрения единства нравственного содержания и формы подачи смысловой информации. Подумайте, какие из данных сочинений написаны в форме притчи?

Литература

Атватер И. Я Вас слушаю... - М., 1988.

Битянова М. Р. Социальная психология. - М., 1994.

Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М, 1977.

Брудный А. А. Понимание и общение. - М, 1989.

Брушлинский А. В., Поликаров В. А. Мышление и общение. - Минск, 1990.

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993.

Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1997.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. - М., 1990.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

Оллпорт Г. Личность в психологии. - М., 1998.

Павлов И. П. Избранные произведения. - М., 1949.

Социология преступности: Современные буржуазные теории. - М., 1966.

Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983.

Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Авторитет - особый тип влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрезмерное употребление крепкого кофе и т.д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. Понятие аддиктивного поведения разработано в рамках современной психотерапии (Ц.П. Короленко и др.). В социальной психологии данное понятие имеет значение для осмысления проблем социальной адаптации, социализации исоциальной виктимологии.

Амбивалентность личности - взаимная компенсация и взаимное дополнение разнонаправленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особенностей, характеристик и т.д.), а также их проявление в деятельности и общении. Иногда употребляется тождественное понятие «диалектика личности», характеризующее единство, противоречие и относительный баланс полярностей личности, например, экстраверсия - интроверсия, интернальность - экстернальность и др. По К. Юнгу, амбивалентные феномены личности объединяет то, по поводу чего они возникли. Отношения между амбивалентными характеристиками определяются им как отношения компенсации, противостояния и объединения. Идея амбивалентности связана с представлением о личности как активной, уникальной и целостной системы, способной к саморазвитию и имеющей источником саморазвития внутренние противоречия (Б.Г.Ананьев, А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн, К.Левин, К.Юнг, А.Маслоу и др.). Изначально идея амбивалентности восходит корганизмическим теориям личности. В современной психологии достаточно широко распространено понятие амбивалентность чувств, введенное Ю.Блейлером для обозначения сосуществования противоположных эмоций человека по отношению кодному и тому же объекту. Понятие амбивалентности чувств не является тождественным понятию амбивалентности личности.

Амбивалентность чувств - противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений человека к тем или иным субъектам и явлениям окружающего мира.

Апперцепция- зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Ассерптвное поведение - см. ассертивность.

Ассертивностъ - социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия. Ассертивность характеризует личностью зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Ассертивность предполагает умение субъекта защищать свои интересы и отстаивать свои права, не ущемляя прав других.

Аттракция - механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.

Барьеры коммуникативные - психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Выделяют фонетический, семантический, стилистический, логический и другие барьеры.

Ведущая деятельность- такая деятельность, которая обеспечивает максимально благоприятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной стадии его социального развития. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности выступает игра, для подростка - общение, для взрослого человека - профессиональная деятельность. Понятие разрабатывалось А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но используется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности.

Высшие психические функции (ВПФ)- социально обусловленные, сложные психические процессы человека, формирующиеся в онтогенезе. ВПФ имеют следующие основные характеристики: сложность, социальность, опосредованность, произвольность, пластичность. Понятие разработано Л.С.Выготским, А.Р.Лурия и др.

Гендерные различия - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения.

Группа социальная - любая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения их какой-либо общности (возрастной, деятельностной, профессиональной и т.д.);

- форма объединения людей в процессе дгятельности и общения (Т.Шибутани);

- относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993).

Основной функцией социальной группы является регуляция поведения людей в целях реализации интересов группы. Социальная группа выступает в качестве функциональной единицы общества. Участие человека в общественной жизни обеспечивается посредством взаимодействия с другими людьми в социальных группах.

Дидактогении - определенные психические состояния субъекта, возникающие вследствие социальной ингибщии во время обучения.

Зона ближайшего развития- расхождение между уровнем реального и потенциального развития человека, определяющее возможности его совершенствования. Уровень реального развития определяется степенью трудности задач, которые субъект может решить самостоятельно. Уровень потенциального развития определяется степенью сложности задач, которые субъект может решить под руководством или в сотрудничестве с другими. Данное понятие разработано Л.С.Выготским для определения высших психических функций ребенка, находящихся в стадии созревания. Однако современные концепции ресоциализации расширили сферу применения понятия зоны ближайшего развития применительно и к развитию взрослого человека.

Идентификация – механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления.

Имидж - воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

Ингибиция социальная - тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Сопровождается развитием патогенных психических состояний у одного или нескольких взаимодействующих и коммуникативными барьерами. Явление, противоположное фасилитации.

Институты социальные - социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы задают систему внешней регуляции поведения, например, семья, школьный класс, компания друзей.

Интеракция - взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности. В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Интериоризация может происходить как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях. Ж.Пиаже полагал, что посредством интериоризации формируется прежде всего структура подсознательного, которая, в свою очередь, определяет структуру сознательного. Процесс, противоположный экстериоризации.

Интернальностъ - см. Экстерналъностъ.

Интроверсия - см. Экстраверсия.

Катарсис - эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств.

Коммуникация - акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. Конформность может характеризовать индивида и группу. Нормативная конформность является следствием социального контроля и способствует социальной адаптации. Чрезмерная конформность отрицательно влияет на человека, вынуждая его отказываться от своих взглядов в пользу большинства.

Коллектив- высокоорганизованная просоциалъная группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами. Основы теории коллектива разработаны А.С.Макаренко. Он рассматривал коллектив как уникальное средство воспитания, среду, в которой должен развиваться и получать оптимальные условия самореализации взрослеющий человек. С точки зрения А.С.Макаренко только коллектив способен обеспечить ребенку полноценный социальный опыт адаптации к сложным меняющимся жизненным ситуациям. В то же время коллектив является связующим звеном между человеком и обществом, обеспечивая установление социальных связей, разрыв которых ведет к деформации социального развития человека. Высокоорганизованная антисоциальная группа носит название корпорации.

Коммуникатор – субъект общения, передающий информацию.

Конфликт- столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия, сопровождающееся их негативными переживаниями.

Лидер - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений.

Лидерство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг неформального лидера.

Личностная зрелость - высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств человека. Личностная зрелость характеризуется следующими сформированными качествами: ответственность, потребность заботиться о других, активность, самореализация, толерантность к другим, высокий уровень общей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты деятельности, интернальностъ в основных сферах жизнедеятельности.

Механизмы социализации - относительно сложные способы, посредством которых человек усваивает и воспроизводит социальный опыт. Могут осуществляться на сознательном и подсознательном уровнях. Сложность определяется тем, что данные способы характеризуются процессуальностью (они реализуются относительно продолжительный период времени); феноменологичностью (определяются уникальными и неповторимыми чертами самого индивида, который усваивает опыт); социальностью (определяются и особенностями социума, влияющего на индивида). К наиболее распространенным механизмам социализации относятся: подражание, полоролевая идентификация, нормативная конформность, социальная оценка желаемого поведения.

Нормы социальные - образцы, эталоны, модели, схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов. Нормы касаются всех аспектов жизни человека и являются частью социального контроля. Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей. Нормы определяют возможность реализации согласованных действий различных индивидов. Закономерность возникновения и развития социальных норм обусловливается стандартными, повторяющимися социальными ситуациями. Если ситуация уникальна, она не может иметь социальных норм.

Общение- процесс и результат установления контактов между людьми. Межличностный и групповой процесс, в основе которого лежит обмен между субъектами определенными результатами их психической деятельности.

Онтогенез - процесс развития психики человека в течение его жизни.

Ответственность - контроль над деятельностью и поведением, связанный с выполнением норм и правил и осуществляемый в различных формах. Контроль может быть внешним (со стороны группы или определенных людей) и внутренним (со стороны самого субъекта - самоконтроль). Локус (т.е. местоположение, место) контроля представляет собой склонность человека к тому или иному виду ответственности (см. Экстернальность - интериалъностъ).

Отклоняющееся поведение- поведение человека, которое приводит к дестабилизации межличностных отношений, нарушению норм социального контроля, социальной дезадаптации и в конечном счете блокирует социальное развитие индивида.

Перцепция социальная- процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие.

Подражание - один из механизмов социализации, сущность которого заключается в стремлении человека воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов. Это стремление, имманентно свойственное каждому человеку, является особенно актуальным в детском возрасте и в условиях ресоциализации взрослого человека.

Полоролевая идентификация- один из механизмов социализации, заключающийся в усвоении индивидом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Психологическая совместимость - эффект взаимодействия в группе, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

Референтность - признак значимости какого-либо феномена, связанный с отношением к нему человека (референтная группа, референтный человек). Референтность явления определяет некую избирательность человека относительно объектов окружающей среды. В социальной психологии выделяют положительную и отрицательную значимость объекта. При положительной значимости субъект ориентируется на референтный объект как на эталонный. Негативные референтные отношения (отрицательная значимость) вызывают активное несогласие субъекта с нормами и стандартами референтного феномена. Негативные референтные отношения провоцируют индивида на то, чтобы добиться отрицательных оценок со стороны другого человека или группы.

Рефлексия социальная -самовосприятие индивида, обусловленное его взаимодействием с социальными субъектами.

Реципиент - субъект общения, принимающий информацию.

Роль социальная – социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального лидера.

Санкции социальные- все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к социальной норме. Санкции осуществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть положительными и отрицательными, формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными. Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля.

Сензитивность социальная- повышенная чувствительность человека к определенным внешним влияниям (педагогическим воздействиям, социальным факторам и т.д.), обусловленная его возрастными особенностями.

Социализация - усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Человеку свойственно стремление к положительным санкциям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации социальной или ингыдиции социальной.

Социальный контроль- влияние общества на установки, представления, ценности и идеалы человека, определяющие его поведение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляции в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социальной системы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль охватывает психологический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гарантом существования любых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий иантипатий по отношению к нему со стороны других членов группы.

Социометрия - психологическая теория внутригрупповых отношений и метод, применяемый для оценки общей картины межличностных отношений в группе и позиции каждого члена группы в системе таких отношений. Автор теории и метода - Дж. Морено.

Стереотип социальный - упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное собобщением и обладающее повышенной устойчивостью. Содержит в себе искажение действительного явления, проявляющееся в предвзятости, преувеличении второстепенных деталей, игнорировании наиболее существенных свойств и т.д.

Стиль лидерства (руководства) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на членов группы. Выделяют три стиля лидерства (руководства): авторитарный, демократический, попустительский.

Стиль руководства - см. стиль лидерства.

Стратегии взаимодействия - совокупность преобладающих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Определяются по соотношению тенденций направленности на себя и направленности на партнера в процессе взаимодействия. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание.

Стратификация социальная - деление общества на различные социальные слои (страты), принадлежность к которым обусловливает социально-экономический статус человека. Большинство исследователей выделяют три переменных социально-экономического статуса: престиж профессии, уровень образования, уровень дохода. Наиболее обобщенный подход к стратификации предполагает выделение трех основных страт (элита, средний класс, низший класс). Существует несколько социологических концепций социальной стратификации, в большинстве из которых выделяют 6-7 основных слоев по вертикальной стратификации. Например: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкие предприниматели; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Трансакция - функциональная единица общения между двумя субъектами (обмен репликами), включающая в себя контакт эго-состояний партнеров.

Установка социальная - предрасположенность, готовность субъекта воспринимать определенным образом другого человека или социальную группу. Выражается в общей ориентации субъекта восприятия на социальный объект. Установка всегда предшествует действию и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, защиты).

Фасилитация социальная - стимулирующее влияние социальных факторов на мысли, чувства, активность человека или группы. Явление, противоположное ингибиции социальной. Фасилитатор - человек, влияющий положительно на общий настрой группы и способствующий эффективной деятельности каждого субъекта. Фасилитация возникает на основе положительных чувств субъектов взаимодействия по отношению друг к другу и к осуществлению совместной деятельности.

Филогенез - процесс развития психики человека в ходе эволюции человечества как вида.

Формы социального контроля - различные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, обусловленные общественными процессами и связанные синтегральными психологическими характеристиками больших и малых социальных групп. К основным формам социального контроля относятся: закон, нравы, табу, обычаи, традиции и др. Формы социального контроля различают по уровню формализации, обобщенности, индивидуализации и степени строгости регуляции общественной и индивидуальной жизни субъектов.

Хронотин - влияние пространства и времени на уровень и глубину коммуникативных процессов взаимодействующих субъектов.

Чувства- одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и явлениям окружающего мира. Чувства относительно устойчивы (в отличие от эмоций), поскольку имеют мотивационную основу.

Эго-состояние - актуальный способ существования Я-субъекта, определяющийся по доминированию в опосредованном реагировании одной из психических сфер человека: эмоциональной, интеллектуальной, волевой. Э.Берн выделил три основных эго-состояния: «ребенок», «взрослый», «родитель». «Ребенок» или «дитя» проявляется в доминировании эмоциональных реакций; «взрослый» - в преобладании рассудочных реакций; «родитель» - в преобладании нормативных реакций (по социальному контролю).

Экспектации - завуалированные, скрытые требования, выступающие в форме ожиданий, т.е. такие требования, которые не высказываются вслух. Экспектации являются составной частью социального контроля. Однако требование, выступающее в форме ожидания, только тогда является частью социального контроля и влияет на человека, когда соблюдаются следующие условия: во-первых, данные ожидания известны субъекту, по отношению к которому они направлены; во-вторых, они должны существовать относительно продолжительный период времени и быть устойчивыми. Если экспектации постоянно меняются, они не могут регулировать поведение.

Экстернальность – интернальность - индивидуальные социализированные установки личности, определяющие отношение человека к собственной ответственности за себя и те события, которые с ним происходят. Интернальность определяется высоким стремлением человека взять ответственность на себя, экстернальность - стремлением передать ответственность другим людям или обстоятельствам.

Экстраверсия - интроверсия - индивидуальные базисные установки личности и ее интегральные социальные характеристики, определяющие доминирование тех или иных социальных качеств человека. Экстраверсия проявляется в ориентации человека на внешний мир и других людей, интроверсия - в ориентации на самого себя, свой внутренний мир. Обе базисные установки находятся в амбивалентных отношениях. Данные понятия были выделены К.Юнгом.

Эмпатия- механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством постижения его чувств и эмоциональных состояний (эмоциональное отождествление).

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................................................ 2

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ....................................................................... 4

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.................................................................................................................................................................. 13

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ..................................................................................................................................................................................... 21

Глава 4. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................................................ 31

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ..................................................................................................................................................... 46

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.............................................................................................................................................................................. 53

Глава 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ........................................................................................................................................................................ 60

Глава 8. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................................................................................................... 67

Глава 9. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.......................................................................................................................................................... 75

Глава 10. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ................................................................................................................................................ 86

Глава 11. ОБЩЕНИЕ................................................................................................................................................................................................. 96

Глава 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ........................................................................................................................................................... 109

Глава 13. ИНТЕРАКТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ.................................................................................................................................... 116

Глава 14. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................................... 126

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА......................................................................................................................................................................... 135

Наши рекомендации