Концепция жизненного цикла организации
"Жизнь" организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуги.
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.
Жизненный цикл организации - предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью.
Организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок (спад).
Стадия создания организации. Организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера – новатор. На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две основные задачи:
• доступ к необходимым ресурсам;
• овладение механизмом конкуренции.
Руководству следует сосредоточить особое внимание на:
• изучении потребительского спроса на производимую продукцию, услуги на конкурентных рынках;
• сборе и анализе информации о деятельности и намерениях конкурентов, их сопоставлении с возможностями, ресурсами своей организации;
• выяснении необходимости и целесообразности наращивания потенциала организации и внесение соответствующих корректив в стратегию;
• рационализации управленческого процесса, включающей расстановку кадров, создание надежного механизма принятия решений, системы мотивации;
• принятии всевозможных мер по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников.
Стадия роста организации. На этой стадии интенсивно развиваются инновационные процессы, окончательно формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль остаются неформальными. По мере роста организации в ней усиливаются процессы разделения и специализации управленческого труда, что в свою очередь вызывает образование новых структурных подразделений. Следовательно, организационная структура становится более сложной, растет число уровней иерархии, происходит увеличение удельного веса административных методов управления за счет создания новых инструкций, положений, процедур, нормативов.
На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи:
· обеспечить условия экономического роста;
· достичь высокого качества товаров, услуг.
Руководством организации должен быть выбран такой тип управления, который обеспечит поддержание стабильного баланса между стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности в текущем периоде с одновременным планированием будущего.
На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи:
· решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
· обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;
· оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий.
Стадия зрелости организации. Структура организации становится иерархически все более сложной, формальной, вводятся новые правила и процедуры. Возрастает степень разделения труда и специализации работников, усиливается роль высшего руководства. Процесс принятия решений становится все более консервативным. Акцент делается на эффективность инноваций и стабильность. Необходима децентрализация управления, корректировка системы мотивации.
Перед организацией стоят задачи:
• обеспечить общую стратегическую дееспособность;
• сохранить и упрочить устойчивое положение на рынке.
На стадии зрелости руководитель организации должен:
• предварительно организовать работу по созданию и освоению новой продукции, чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров;
• вести мониторинг организационной структуры управления, периодически корректировать ее с целью обеспечения большей гибкости;
• постоянно анализировать поведение конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в стратегию развития организации;
• использовать возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической подготовки производства;
• создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы отдельных сотрудников и команд, использования матричных организационных структур управления.
Стадия спада организации. Организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, обладающих наиболее ценными специальностями. Число конфликтов нередко растет. Механизм разработки и принятия решений централизован. Организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся сдержать, замедлить спад.
Характерные черты этой стадии:
• снижение спроса ужесточает конкуренцию и изменяет ее формы конкурентной борьбы;
• усиливается влияние поставщиков;
• возрастает роль соотношения цены и качества в конкурентной борьбе;
• нарастает сложность управления производственными активами;
• усложняется процесс создания товарных инноваций;
• снижается прибыль.
На стадии спада необходимо скорректировать стратегию развития организации и произвести необходимые организационные изменения.
В этих условиях руководителю предстоит:
• рассмотреть возможности рационального использования всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности организации на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;
• изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
• приступить к осуществлению изменений в организации.
Виды организаций
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация— организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.(хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив (артель), государственные унитарные предприятия )
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации (потребительский кооператив (союз, общество), фонды, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, ассоциации и союзы)
Организации также могут быть классифицированы по следующим признакам (рисунок 3)
Рис. 3.Классификация организаций