Москва «Советская Россия», 1982
Силин А. Д.
«Площади – наши палитры»
Глава I. «ОСОБЫЙ РОД СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ»
(ОСНОВНЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
В своем последнем выступлении Н. П. Охлопков говорил; «...каждый режиссер, работающий в драме, не может пройти стороной мимо проблемы массового представления»1. .
1 Охлопков Н, П. Я ищу театр потрясения.
И вот «режиссер, работающий в драме» (в опере, оперетте, эстраде, словом, в любом традиционном, апробированном виде зрелищного искусства), впервые ставит массовое театрализованное представление в нетипичных предлагаемых обстоятельствах. Какие неожиданности подстерегают его, в чем состоит специфика работы, каких просчетов и ошибок должен он опасаться, на что следует обратить внимание в первую очередь?..
Прежде всего он видит, что здесь все не то, чему его учили. Не традиционной сцены-коробки, оснащенной стандартным арсеналом средств театральной машинерии— занавесом и кулисами, софитами и рампой, штанкетами и поворотным кругом. Вообще нет постановочных цехов с их складами готовых костюмов, декораций, реквизита, аппаратуры. Впрочем, нет и света, в театральном значении этого слова, а зачастую и мало-мальски приличной акустики. Нет также постоянной труппы актеров, штата профессиональных рабочих и подготовленного административно-управленческого аппарата. Да и самой атмосферы театрального здания с его портиком и порталом, люстрами и ложами, капельдинерами и контрамарками, с его ассоциациями, с той самой магической «пылью кулис», которая еще до начала спектакля помогает зрителю «настроиться», пробуждая в его сердце священный трепет предвкушения грядущего таинства, — всего этого тоже нет.
В массовом представлении совершенно иные пропорциональные соотношения объемов декораций и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаимоотношений актера и зрителя. Вовсе не обязательным условием здесь является фактор фронтального обзора, когда актеры работают на небольшом возвышении прямо перед зрителями. В данном случае зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над публикой («воздушный полет» с использованием вертолета) или находиться внизу, у ее ног (места для публики расположены крутым амфитеатром). Зрители могут сидеть, стоять и даже лежать (допустим, представление идет на пляже), могут и двигаться от одной сценической площадки к другой (шествие, манифестация). Наконец, в некоторых представлениях (массовое гулянье, карнавал) зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии. В дальнейшем все типы представлений в зависимости от участия или неучастия в них зрителей я буду именовать либо массовые действа, либо массовые зрелища.
И наконец, здесь нет главных компонентов театра. Нет привычной традиционной драматургии с диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивировкой каждого поступка героя и тщательной скрупулезной разработкой характеров. И нет привычного режиссеру и зрителю процесса психологического перевоплощения актера в образ.А что же есть?
Есть огромные масштабы представления и огромные постановочные трудности, целый ряд принципиально новых проблем. Необходимо так разместить, массу зрителей, чтобы всем все бы видно и слышно, чтобы была возможность одновременного появления и ухода многотысячных групп исполнителей и больших колонн техники (и при этом не терялся темпо-ритм действия), необходимо создать неповторимую атмосферу, своиственную именно данному представлению. И все этов условиях, когда режиссер получает возможность провести одну-две (максимум — три!) сводные репетиции (на больший срок нельзя собрать такую массу исполнителей и техники, освободить площадку и т. д.) и, как правило, всего одну техническую репетицию, в которую надо вместитьи монтировку оформления, и установку света, и наладку звука, и проверку кинопроекций... А если еще учесть, что все огромное количество сил и средств тратится чаще всего на представление которое будет показано всего один раз! Какая огромная ответственность ложится на режиссера, не имеющего права не то что на ошибку, но даже на обычную накладку. Вспомним, что в традиционном театре, где спектакль репетируется несколько месяцев, ни одна премьера не обходится без накладок — то актер текст забыл, то вышел не вовремя, то реквизит ему не подали или прожектор не включили... И ничего страшного не происходит, зритель, как правило, этих накладок даже не замечает. Но представим себе на минуту, что случится, если на площадку «выйдет не вовремя» несколько тысяч человек или колонна автомашин?.. Кроме того, одноразовость показа определяет невозможность что-то доработать, исправить, внести последующие коррективы с учетом реакции публики, и это еще больше повышает меру ответственности режиссера.
Наиболее часто встречающаяся у неопытного режиссера ошибка — это попытка механического перенесения на постановку массового представления апробированных приемов и навыков, полученных при работе в традиционном театре. Ошибка эта может привести в лучшем случае к, провалу представления, в худшем же — к катастрофе. «Так что же получается? — предчувствую я возмущенный голос эрудированного читателя. — Выходит, вечные законы великой, системы К. С. Станиславского вообще неприменимы к этой массовой форме?»
Нет, это, конечно, не так. Общие, основные законы творчества, открытые и
сформулированные Константином Сергеевичем, такие, какучение о сверхзадаче и сквозном действии, о «жизни человеческого духа на сцене» как основе основ любого зрелищного искусства, естественно, полностью относятся и к массовому представлению. Может быть, здесь они проявляются даже более ярко. Только вот пользоваться этими понятиями надо не по-школярски, а творчески, ибо средства и методы воздействия на аудиторию здесь совершенно иные, нежели в драматическом театре. Вот что пишет по этому поводу И. М. Туманов:
«Здесь мы действуем на сознание и воображение зрителя общими понятиями, крупными сценическими символами... Мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического действия»1. И в другом месте: «И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологическая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны создаваться как драматургом, так и режиссером иными методами и приемами»2.
При постановке массового представления необходима особаяформа выражения. По жанру такое представление ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь более уместен широкий мазок настенной росписи, нежели филигранность и изысканность восточной миниатюры. Кроме того, следует учесть, что, поскольку на массовом представлении присутствуют самые широкие слои публики, оно должно быть простым, понятным и общедоступным. То есть в нем должны сочетаться лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и ясность.
«Стремление художника к массовому площадному театру, к театру улиц — это глубоко осознанное стремление говорить своему народу о великих героических деяниях самого народа, о проблемах человечества, эпохи,— писал А. В. Луначарский.— А для этого необходимы выразительные средства, отвечающие великим задачам, поставленным временем перед художником»3.
Театр под открытым небом. Сборник. М., ВТО, 1969, с. 8
Массовые театрализованные представления и праздники. Сборник. М., ВТО, 1963, с. 6
Луначарский А. В. О театре и драматургии, т. 1. М., Искусство, 1958, с. 760.
Специфика работы в области массовых форм требует от режиссера знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в представлении. Ведь в постановке используются драма и опера, оперетта и цирк, духовные и симфонические оркестры, сводные хоры и небольшие вокально-инструментальные ансамбли, классический балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и куклы. И кроме этого, в представлении участвуют спортсмены и воинские подразделения, коллективы художественной самодеятельности и большие группы детей.
Режиссер также должен знать законы монтажа и законы коллективного восприятия, уметь пользоваться старинными полузабытыми формами площадного театра (приемы средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народного балагана) и самыми современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и звукоусиливающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикрофоны и телевидение, дневная .и ночная пиротехника) и многое, многое другое. Короче говоря, это должен быть совершенно особый режиссер — режиссер синтетического массового театрализованного представления.
Вот что писал об этом известный теоретик театра П. М. Керженцев: «Празднество связует в одно весь разнородный комплекс искусств, все многоразличные типы и виды театрального представления. Оно ...мыслимо лишь как синтез красочных волн с звуковыми, живописи с музыкой и пением, танца с декламацией, акробатических упражнений и хоровода, марионеток и тира, цирка и атлетики, балагана и митинга. Вся эта пестрота (а пестрота — это необходимая черта) соединяется в одно целое так, что является словно новый вид творческого выявления искусства. Эта задача — использовать разнородные элементы всех искусств, чтобы создать что-то совсем новое и особенное, всегда будет заманчивой мечтой художника, режиссера, музыканта, артиста»1.
Керженцев П. М. Творческий театр. Пг., 1920, с. 99 - 100.
В этом высказывании следует обратить особое внимание на слово «митинг». В последние годы все чаще митинги и собрания также становятся театрализованными. Мне довелось ставить подобные митинги с такими дополнительными жанровыми определениями: митинг-концерт, митинг-реквием, митинг-рапорт, митинг-поверка и т. д.
Но и во многих иных массовых представлениях «игрового» характера зачастую нельзя обойтись без официальных речей и выступлений: В этих случаях между ними (а иногда и внутри них) желательны театрализованные эмоциональные «прокладки» ритуального характера. Эти ритуально-обрядовые элементы действия стали одним из самых специфических признаков современного массового театрализованного представления, поэтому о них следует поговорить более подробно.
В процессе постановок, массовых театрализованных представлений, посвященных юбилейным датам, историческим событиям, сложился ряд определенных, повторяющихся из представления в представление приемов и даже эпизодов. Не следует торопиться заносить их все в разряд штампов и отказываться от уже сложившихся и апробированных форм только ради того, чтобы изобрести что-то новенькое. Есть приемы, которые действительно навязли в зубах и выглядят штампами, потому что ими пользуются по поводу и без оного. Например, некогда новаторское совмещение выступления известного киноактера с кинокадрами из фильмов, в которых он снимался, или стандартный набор приветствий от воинов, от учащихся ПТУ, от пионеров... Но есть элементы массового театрализованного представления, которые уже стали традиционными и пренебрегать которыми попросту вредно. Ведь не приходит в голову отказаться от подношения хлеба-соли почетному гостю во время, например, сельских праздников или от разрезания ленточки при открытии выставки лишь потому, что все это уже было использовано кем-то когда-то и где-то. На основе народных, прогрессивных, исторически сложившихся ритуалов мы должны выработать свои, советские, освященные традициями нашей Родины обряды и ритуалы, которые войдут в плоть и кровь народа, без которых станет немыслим ни один праздник.
Мы тоже имеем право сказать, что в массовом театрализованном представлении «вопрос церемонии является одним из важнейших» и что «именно через церемонии» представление отличается от обычного митинга, демонстрации или народного гулянья.
Глава II.«АВТОР СПЕКТАКЛЯ»