Формирование ценностных ориентаций в студенческом возрасте
За последние годы развитие ценностных ориентаций российской молодежи стало активно исследоваться учеными. По этой теме проводились исследования Н.А. Буравлевой, Н.А. Долгушиной, С.С. Королевой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой и др. Возникшая ситуация смены общественного строя с переоценкой ценностей направила исследователей на изучение трансформаций ценностных ориентаций россиян.
Особая социальная группа (студенты) постоянно привлекает внимание в социологических, психологических, педагогических исследованиях потому, что именно она является индикатором совершающихся перемен и обусловливает потенциал развития общества. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения. В условиях краха сложившихся устоев, конечно неизбежна и переоценка ценностей. Этот кризис более всего проявится в сознании данной социальной группы.[14]
Бесспорно, именно молодежь является важным субъектом социальных перемен. Эту огромную инновационную силу необходимо разумно использовать. Современное молодое поколение должно решать множество приоритетных задач в разных сферах жизни. От того, как они будут решены, будет зависеть развитие страны, происходить сохранение и передача базовых ценностей следующему поколению.[15]
Е.Л. Руднева указывала: «Необходимым компонентом жизненного самоопределения студентов, который выражается в ценностном выборе ведущих научных идей, своего образа гражданина, проектировании себя как гражданина и как профессионала являются ценностные ориентации»[16]
В учебное заведение каждый абитуриент приходит со своими ценностными ориентациями, которые сложились у него еще в школе за время учебы под влиянием семьи. Чаще они имеют узко личностный характер. В меру своих сил профессиональное образование может влиять на ценностные ориентиры учащихся. В это время совершается их отдаление от семьи, возможно даже территориальное (например, переселение в другой город), а там прежние ценностные ориентации не получают привычного подкрепления примером извне и начинают заменяться другими.[17]
Ценностные ориентации личности отражают образ жизни, определяют мотивацию, показывают стиль поведения студента в процессе обучения в вузе и направление его деятельности.
Ценностные ориентации - одна из основ, при помощи которой у студентов формируется: определенная направленность образа жизни, приоритет ценностной шкалы их сознания, развивается комплекс позитивных качеств, направленных на активно-деятельное участие в жизни общества.
В ценностных ориентациях студенческой молодежи образование относится к инструментальным ценностным ориентациям. Это обусловлено тем, что у многих студентов выработана установка на получение диплома, который даст возможность найти выгодную работу. Хорошо оплачиваемая работа заложит основу материального благополучия, откроет возможности получения более высокого социального статуса, профессионального роста, улучшения качества жизни. Эта позиция поможет охарактеризовать снижение значимости общечеловеческих ценностей, рассогласованность личных, социальных ценностей и норм. Следовательно, высшее образование в молодежной студенческой среде приобретает прагматическую и инструментальную ценность.
Современных студентов характеризует индивидуализация ценностных ориентаций. Если в мировоззренческой дезориентации происходит скрытая деформация норм и образов поведения молодежи, то соответственно происходит и переориентация общественных проблем на личные. В этом случае наблюдается преобладание материальных ценностей. На первом месте при изменении смыслового содержания и интерпретации базовых ценностей, оказываются ценности рынка и жизненные стратегии успеха. Студенты показывают несогласованность между ценностными ориентациями и социальным поведением.
Определено, что особенностью российского студенчества является то, что кризис ставит его значительную часть в «режим выживания». Это способствует тому, что многие молодые люди все чаще обращаются к высшим ценностям, тем самым пытаются найти в них опору существования. Тем не менее, все больше молодых людей находят выход из кризиса в ориентации на девиантное поведение.
Сознание студентов наполняется ценностями экзистенциальной направленности, которые помогают в адаптации к изменившейся социокультурной среде. Ценностные ориентации сочетают в себе свободу личности, связи, необходимость иметь влиятельных друзей, личную инициативу, конкуренцию, материальное благополучие, высокий социальный статус. Если снижается ценность знаний, начинает усиливаться прагматизм и утилитаризм, преобладают инструментальные установки, в то же время, наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями.[18]
Как мы уже отметили, для личного и профессионального самоопределения студенческой молодежи, возникновения и формирования у нее зрелых жизненных планов необходимо наличие определенной системы ценностных ориентаций личности.
На современном этапе развития общества сложилась достаточно сложная структура ценностных ориентаций личности. Так как существует противоречивость источников их развития, разнохарактерность выполняемых ими функций, образовалось множество классификационных моделей, которые отличаются критериями, положенными в их основу.
О.Г. Дробницким[19], выделено два рода ценностных ориентаций с учетом сложной природы субъектно-объектного отношения: предметные и ценности сознания. Предметные ценности являются объектами направленных на них потребностей и объектами наших оценок. Ценности сознания, или их можно назвать ценности-представления – это высшие критерии оценок.
Создавая классификацию ценностных ориентаций, В.А. Ядов как терминальные ценности выделил: здоровье, любовь, семью, творчество и т.д. Инструментальные ценности, по его мнению - это образованность, честность, широта взглядов и прочие.
Л.А. Аза, В.А. Поддубный, А.А. Ручка свою классификацию ценностных ориентаций разделили по сферам действия, выделив ориентации:
- на ценности трудовой деятельности;
- на ценности свободного времени.
Н.А. Волковой уделено внимание соматическим, волевым, эмоциональным, интеллектуальным, морально-нравственным, культурным и материальным ценностным ориентациям. Она исследовала и ценностные ориентации, связанные с людьми и обществом.
В период обучения в вузах, училищах происходит качественный скачок профессионального развития студентов. Немаловажная роль отводится формированию основных личностных характеристик, которые выражают принадлежность человека к определенной профессии.
Влияние системы ценностных ориентаций в процессе подготовки профессионала выражено:
- в мировоззренческом аспекте - освоением общечеловеческими идеалами и ценностями;
- в мотивационном аспекте - созданием положительных установок на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, бакалавра или магистра;
- в социальном аспекте - овладением социально-значимой информацией и технологией деятельности в разных сферах социкультурной жизни;
- в гражданско-нравственном аспекте - формированием нравственного сознания и поведения, гражданских качеств, развитием творческого потенциала личности;
- в профессиональном аспекте - формированием ценностного отношения к профессиональной деятельности.[20]
Профессиональные ценностные ориентации покажут:
- как приобщается будущий специалист к теоретическим, методологическим, прикладным знаниям в области профессиональных ценностей;
- познает их природу, механизмы развития, способы функционирования;
- постигает ценности, характеризующие профессиональное становление и самосовершенствование современного специалиста.
В.А. Сластениным, и Г.И. Чижаковой[21] выделено то, что ядром целостности личности являются профессионально-ценностные ориентации, выражающие качественную характеристику смысловой структуры сознания специалиста, служащие критерием реализации его социальной и профессиональной активности.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской[22], профессиональные ценностные ориентации являются основой жизни человека, через которую реализуется личность, это материальное вознаграждение за труд, средства удовлетворения потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности.
По мнению Н.А. Долгушиной[23], профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для нее.
Е.Л. Руднева под профессиональными ценностными ориентациями студента понимает «элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности».[24]
Таким образом, профессиональные ценностные ориентации составляют базовую характеристику личности профессионала. Ее основным содержанием является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности в сфере реализации профессиональной деятельности, а также для различных сторон профессиональной деятельности, к которой у субъекта формируется отношение. В то же время для специалиста важны внешние ценности, не отражающие сущностных характеристик профессиональной деятельности. Эти ценности могут отражать социальную значимость профессии, ее статусность, ценности, связанные с теми условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность и др.
Под профессиональными ценностными ориентациями студентов мы понимаем важный компонент профессионального самоопределения, выражающийся в ценностном выборе ведущих научных и профессиональных идей, проектирования себя как профессионала и как гражданина.
Формирование профессиональных ценностных ориентаций происходит в основном в студенческом возрасте. Именно в период студенчества формируются ценности, определяющие отношение к конкретной профессии; ценности, определяющие характер взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности; ценности, закрепляющие отношение к себе как будущему профессионалу и выступающие в качестве эталона в процессе профессионально-личностного самосовершенствования.
Учитывая то, что каждый студент имеет собственную систему ценностей, при формировании новых ценностных ориентаций необходимо базироваться на степени сформированности и содержании профессиональных ценностных ориентаций, характеризующихся конкретными профессиональными ценностями, находящимися в данной структуре. Так же нужно использовать особенности функционирования профессиональных ценностных ориентаций, что позволяет квалифицировать содержательную сторону направленности личности.
Изучая необходимую литературу по данной теме, мы установили, что студенческой молодежи на уровне нормативных убеждений, идеалов и поведения свойственны следующие ценности: самостоятельность, безопасность, стимуляция, благосклонность, доброжелательность, благополучие, почитание традиций.
Самостоятельность - свободное мышление и действия в творчестве и исследовательской активности. Она базируется на потребности студента в самоконтроле и самоуправлении с учетом автономии и независимости. Поэтому она находится на первом месте в жизни студента. А такие жизненные ценности как власть, материальное благополучие, комфортность занимают последние места в студенческой жизни.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций происходит на протяжении многих лет. Изменения в ней совершаются постепенно, зависят от внешнего воздействия социума и внутренних потребностей человека.
[1] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 2007 г., С. 18
[2] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение – СПб.: Питер, 2003 г., С. 113-114
[3] Лоренц К. Агрессия – М.: Прогресс, 2004 г., С. 56
[4] Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов – М.: Институт практической психологии, 2006 г., С. 101
[5] Челепева Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. Наук – Краснодар, 2001 г., С. 11
[6] Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение – СПб.: АСТ: Прайм-Еврознак, 2007 г., С. 239
[7] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб: Питер, 2001 г., С. 108
[8] Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Дис. Канд. псих. наук. – СПб.: 1996, С. 75
[9] Воронцова М.В. Макаров В.Е. Бюндюгова Т.В. Теория деструктивности. Учеб пособие для студентов – Таганрог 2014 г., С. 51
[10] Змановская Е.В., В.Ю. Рыбников Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие – СПБ. : Питер, 2011 г., С. 93
[11] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998 г., С. 97
[12] Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1990 г., 528 с.
[13] Михальцова Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях // Педагогическое образование и наука, 2009 г., Выпуск № 5, С. 30
[14] Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011 г., Выпуск № 6, С. 124
[15] Тырнова О.А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология, 2010 г., Выпуск № 3, С. 71
[16] Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 – Кемерово, 2002 г., С. 78
[17] Воронкова Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире, 2011 г., Выпуск № 2, С. 117
[18] Лебеденко О. А. Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики – Тамбов: Грамота, 2011 г., Выпуск № 3 (9): в 3-х ч. – Ч. II, С. 24
[19] Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности – М.: Наука, 1977 г., 333 с.
[20] Григорьева Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н.Г. Григорьева, Н.М. Опарина // Высшее образование сегодня, 2012 г., Выпуск № 4, С. 38
[21] Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Педагогическая аксиология: монография – Красноярск: СибГТУ., 2008 г., 293 с.
[22] Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности – М.: Наука, 1980 г., 335 с.
[23] Долгушина Н.А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентаций // Альманах современной науки и образования, 2009 г., Выпуск № 11-2, С. 86-87
[24] Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 – Кемерово, 2002 г., С. 130