Основные методологические принципы отечественной науки
Общая психология.
Определение психологии как науки. Основные отрасли психологического знания. Междисциплинарные связи психологии с другими науками.
Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII--XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой -- в его индивидуальном опыте, с третьей -- в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях -- больших и малых группах, коллективах.
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.
Физиология, изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьем физическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория -- саморегуляция -- разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, обеспечивающей «уравновешивание» организма со средой, понимание себя в ней.
Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией.
Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой -- как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
Категория сознания -- междисциплинарное понятие. Огромное количество учебных дисциплин, отраслей научного знания считают ее своим предметом изучения, исследования. Философия и религия, наука и искусство, мораль и право многие века пытаются понять, объяснить сущность и явление человеческого феномена, называемого сознанием. Не только сущность сознания, но и возможность его познания разделила мудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов. Многовековая история познания человеком окружающего мира и себя в нем накопила множество взглядов на сущность сознания. Теологи рассматривают сознание как искру божественного разума. Идеалисты отстаивают его первичность по отношению к материи. Материалисты определяют как форму отражения объективной действительности, свойственную лишь человеку. Новый взгляд на категорию сознания складывается благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности применительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.
Сознание как совокупность знания об окружающем мире и о себе в нем формируется в непрерывном взаимопроникновении внутреннего и внешнего, идеального и реального, духовного и материального. Именно такое определение позволяет представить его состоящим из взаимопроникающих компонентов био -- социо -- дух: приходная составляющая, полученная от рода; социальная составляющая, полученная от всех элементов социума; духовная составляющая, приобретаемая в собственных открытиях, творчестве, инсайте, совокупность которых и создает «субъективный образ объективного мира».
Сущность сознания в двух доминантах: рефлексивной (отражательной -- объективного в субъективном, реального в идеальном) и творческой (проектирование реального в идеальном), которые во взаимопроникновении образуют единство и целостность. Эволюция человеческого организма в его адаптации к окружающей среде породила механизм биологической адаптации -- ощущения, возникающие при контакте с окружающим миром. Ощущения, восприятие, впечатления, переживания, память, внимание, мышление создают основу сознания, и, стало быть, оно субъективно. Существующие в объективном мире предметы в сознании существуют как образы внешнего мира, которые не всегда адекватны оригиналу. Отождествление образа и предмета снижает значимость субъективности, а ее преувеличение приводит к противопоставлению идеального и реального. Субъективный образ -- это идеальное состояние материального предмета. Идея -- это образ некоторой действительности, способной ее реализовать. Она материализуется в некий проект как осознание деятельности и реализуется через конкретные действия, направленные на преобразование реальности.
Воздействие на окружающий мир, его преобразование в сознании зарождается как стремление улучшить мир, устранить то, чем недоволен, что не устраивает. Сознанию присуща активность, творческое переосмысление действительности. В этой связи сложилось понятие общественного сознания, которое также включает уровень потребностей конкретного социума, уровень развития способностей и культуру, применительно к элементам социума -- субкультуру. Общественное сознание в сложившемся понимании -- это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: семья, группа, коллектив, общность. Оно активно формирует представления, понятия, определения для систем более низкого порядка, подвергая деформации их субъективные состояния осознания мира.
Главное свойство сознания как всякой системы -- целостность, которую обеспечивают внутренние и внешние потоки информации. Будучи непрерывными и различными по интенсивности, они и определяют состояние сознания. Разрывы в потоках информации, нарушение сопряженности, плавного перехода одной дозы информации к другой воспринимаются как нарушение целостности, отклонение от устойчивого состояния и вызывают внутреннее беспокойство. Возникает потребность устранить разрыв, совершить действия, направленные на получение необходимой информации: что-то увидеть, что-то услышать, что-то понять, что-то почувствовать. Действия -- самые разнообразные: открыть глаза, открыть окно, открыть книгу, напрячь свое внимание, свое восприятие, свою память, организовать свое мышление, произвести мысль (в поисках связей), оформить ее в тезис и т.д. Таким образом, разрыв в сознании может быть устранен в процессе производства собственных мыслей, в процессе потребления внешней информации. Два эти процесса производства и потребления -- равнозначны и обеспечивают внутреннюю гармонию. Их равная значимость в сознании адекватна равной значимости в бытии. Т
Основные методологические принципы отечественной науки.
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Принцип системности. Одним из принципов научного исследования личности является принцип системности. Как утверждает В.А. Барабанщиков (см. Хрестомат. 1.1, 1.3), особенность "системного познания состоит в возможности описания и объяснения интегральных образований действительности (целостности)" (Барабанщиков, 2003. С. 29). "Динамическое единство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки" (Там же. С.29).
Принцип системности определяет следующие направления (задачи) исследования: 1) выделение уровней изучаемой системы и ее отдельных компонентов, где уровень определяется как объединение и организация схожих по степени сложности свойств, а компонент как автономная единица определенного уровня (например, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях - уровне направленности и моральных качеств личности; уровне знаний, умений и навыков; уровне индивидуальных особенностей протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей); 2) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).
Относительно первой задачи - выделения отдельных в основном компонентов личности - шли серьезные дискуссии в 60-х гг. ХХ в. В основном они касались проблемы включения в структуру личности темпераментальных, биологически детерминированных свойств индивидуальности. Так, А.Н. Леонтьев соотносил с понятием "личность" свойства, которые формируются в процессе общественного и онтогенетического развития, противопоставляя их свойствам индивида как генотипического образования.
Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой все четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему (Б.Г. Ананьев).
В современных психологических исследованиях обсуждается вопрос о статусе интеллекта в структуре личности. Личность и интеллект взаимно обусловлены. Интеллект является модулятором психического, в том числе личностного развития. На роль интеллекта указывают работы, направленные на исследование факторной структуры личности. Так называемая лексическая модель, или Большая Пятерка (Норман, Мак Крей, Коста), включает в себя фактор, на одном полюсе которого находятся такие показатели, как "культурность, интеллектуальность, открытость опыту", а на другом - "узость интересов, заурядность и ограниченность" (Либин А.В., 1999. С.219).
Принцип развития предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Уже З. Фрейд определял генезис психического как одну из важных детерминант полноценного функционирования взрослого человека. Л.С. Выготский считал, что адекватным подходом к исследованию натуральных и высших психических функций является раскрытие истории их возникновения и развития. Термин развитие используется для обозначения общего, парадигмального подхода к анализу проблемы и обозначает изменение, связанное с преобразованием во внутреннем строении объекта, в его структуре, переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Понятие "развитие" ассоциируется с формой изменения (эволюцией или революцией) и направлением (прогрессом и регрессом). Онтогенез рассматривается как закономерное изменение организма, происходящее от момента его рождения до момента смерти. Наряду с онтогенезом используют понятия пре- и перинатального развития организма, термин "филогенез".
В свою очередь онтогенез может изучаться с двух точек зрения: 1) преформизма, в русле которого изменение понимается как простой количественный рост, и 2) эпигенеза, считающего, что изменения в организме образуют цепь, последовательность качественных (в том числе и структурных) преобразований.
- В рамках принципа развития выделяются следующие задачи:
- Проблема детерминант развития (влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность). Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности. Особенно существенно их воздействие на интеллект и темперамент. Ценности, идеалы и убеждения практически не подвержены влиянию наследственности. Роль генетических детерминант подчеркивается и в исследованиях, посвященных проблемам эволюционного наследия, филогенетического развития, в которых изучаются стереотипы, паттерны поведения, обеспечивающие его адаптивный характер.
К средовым детерминантам относятся влияния таких факторов как культура, социальный класс, семья, сверстники.
Кроме автономного влияния генотипа и среды учитывается фактор генотип-средового взаимодействия, когда при определенном сочетании уровней двух детерминант наблюдается резкий подъем или спад в конкретных значениях изучаемой переменной, например, в способностях. - Проблема стадий развития и критериев перехода от одной стадии к другой. В разнообразных теориях личности количество выделяемых стадий и их качественная характеристика не совпадают. Так, З. Фрейд соотносил развитие личности с психосексуальным развитием ребенка; по Эриксону, оно определяется установлением новых ориентиров по отношению к изменившимся в связи с взрослением социальным требованиям и проч.
- Проблема уровней развития (организации) личности. Подробно этот вопрос освещается в психоаналитической литературе. В работе Н. МакВильямс "Психоаналитическая диагностика" выделены невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации. Невротик описывается как человек, хорошо тестирующий реальность, с достаточно зрелыми защитами, интегрированным Эго и проблемой инициативы или вины по Э. Эриксону. Психотик плохо тестирует реальность, дезинтегрирован и дезорганизован, использует примитивные психологические защиты, испытывает проблемы, связанные с первой стадией развития по Э. Эриксону, т.е. с проблемой безопасности. Пограничная личность более интегрирована, чем психотик, пользуется примитивными защитами, демонстрирует понимание реальности, переживает проблему сепарации.
Принцип субъекта предполагает рассматривать человека как автономную, инициативную личность, способную в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Современные исследования в области психологии личности позволили усилить разрабатываемое С.Л. Рубинштейном понятие, категорию субъекта. Субъект - это человек, находящийся на высшем уровне активности, целостности и автономности, который индивидуален для каждого. Для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, но и объект действия и познания. Субъект - более широкое понятие, чем понятие человека, которое есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое понятие, означающее человеческого индивида в совокупности его социально-значимых качеств. Человек становится субъектом единства природного и социального по мере того, как начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту познания и созерцания. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность, свобода воли (см. Хрестомат. 1.2).
Принцип детерминизма основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса. Он формулируется как антитеза такому пониманию психического, при котором оно рассматривает либо как данность, эпифеномен, детерминированный только внутренними причинами, либо как объективно наблюдаемое явление, вызванное внешними воздействиями.
Согласно С.Л. Рубинштейну, психическое имеет свою специфику, но при этом не является чем-то, что по своей сути противостоит явлениям материального мира. Психическое и материальное тесно взаимосвязаны, образуя целостное бытие, где первое представляет собой один из высших уровней этого бытия, обладая собственной специфической природой, выступая "не только как обусловленное, но и как обуславливающее, т.е. определяет, регулирует, направляет деятельность человека. "Формула детерминации", предложенная Рубинштейном, "внешнее через внутреннее" была не только ответом и способом решения конкретных методологических проблем, стоявших перед психологией. Она была результатом глубочайшего обобщения разных типов детерминации в разных областях науки и философского знания: выявления специфики детерминации, вскрываемой теорией отражения, специфики детерминации естественно-научного уровня, представленной в рефлекторной теории, наконец, специфики социальной детерминации" (см. Хрестомат. 1.4).
Современная психология, и психология личности в частности, применяют принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни человека, для поиска связей и отношений, возникающих между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.
Принцип единства методологии, теории и эксперимента позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез как предположений о каузальных или корреляционных зависимостях, возникающих между теоретическими конструктами и их следствиями - операциональными переменными. Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и, одновременно, предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов. Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является одним из нормативов научной деятельности ученого, исходно (по принципу гипотетико-дедуктивного метода) допускающего, что теоретическая гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. Вывод о том, что теория верна, строится на целом ряде правил проведения эксперимента - формулировке гипотез и контргипотез, содержательном и формальном планировании эксперимента, контроле за побочными переменными, осуществлении анализа и интерпретации данных в соответствии с выдвинутыми предположениями.