Социальное самочувствие российского работника
Социальное самочувствие отражает положение работника в организации, поэтому показатели самочувствия могут служить индикаторами степени благоприятности этого положения и указывать направления психологического проектирования производственной организации. В этой связи встает задача определения достаточно полного набора показателей социального самочувствия и использования этих показателей в психологическом проектировании.
В 1991-92 гг. А.А.Русалинова провела три пилотажных исследования социального самочувствия работников на отдельных промышленных предприятиях Санкт-Петербурга, Владимира (Российская Федерация) и Харцызска (Украина). Эти исследования позволили обосновать понятие социального самочувствия и уточнить его показатели (Русалинова А.А., 1994).
Кроме того, материал исследований позволил сделать вывод о наличии связи между оценкой общей социальной ситуации в стране и оценками характеристик конкретной ситуации на промышленных предприятиях, где проводились исследования: оказалось, что в более благополучных организациях социальная ситуация в стране оценивалась опрошенными более положительно, чем в организациях, находящихся в тяжелом положении.
Исследование социального самочувствия человека в организации было продолжено в нашем совместном исследовании, выполненном в рамках гранта РГНФ, проект 05-06-06360а. Результаты проведенного на первом этапе исследования поставили вопрос о необходимости разработки теоретической модели составляющих социального самочувствия. Сущность модели состояла в том, чтобы осуществить комплексный подход к изучению социального самочувствия, показатели которого должны быть соотнесены с основными сферами жизнедеятельности человека более подробно они будут обсуждаться в разделе 5.1.
Выводы:
1. Ядро рабочей модели человека, предназначенной для психологического проектирования, составляют общие детерминанты жизнедеятельности человека – его жизненные ориентации, которые определяют общую направленность поведения человека и в соответствии с этим - общий принцип регуляции поведения в конкретной жизненной ситуации.
2. Жизненные ориентации человека в плане построения операциональной модели могут быть сведены к трем основным – ориентации на удовольствие (дефицитарной ориентации), ориентации на самореализацию и духовной ориентации. Содержание каждой из трех жизненных ориентаций составляют соответствующие потребности. В конкретной ситуации жизнедеятельности человека доминирует одна из жизненных ориентаций, которая и задает динамику поведения в этой ситуации. В частности, эта ориентация определяет переживание, эталонное для данной ситуации. Все три ориентации представлены в каждом человеке. Доминирование определенной ориентации определяет основной жизненный смысл человека. Полнота всех трех жизненных ориентаций в жизни человека определяет его переживание счастья.
3. В своем стремлении к удовольствию (или избеганию неудовольствия) человек преодолевает препятствия, связанные с временным неудовольствием. В случае доминирования этой ориентации эталонное состояние, к которому стремится человек – состояние покоя (отсутствие затрат) при переживании удовольствия. Основной способ отношения человека к действительности – использование ее в своих интересах.
4. Ориентация на самореализацию предполагает постоянную актуализацию своего потенциала, своих возможностей и характеризуется состоянием продуктивной активности. Эталонным состоянием в данном случае выступает переживание радости, захватывающее человека целиком и тем самым отличающееся от переживания удовольствия. Основной способ отношения человека к действительности – диалогический (реализация себя во взаимодействии с миром).
5. Духовная ориентация человека проявляется в стремлении реализовать в своей жизни духовные ценности. Это стремление проявляется в построении полной и непротиворечивой картины мира, в которой человек определяет свое место. Основной способ отношения человека к действительности – трансцендентный (растворение в объекте).
6. Обсуждая проблему основных жизненных ориентаций при построении моделей человека, экономисты считают, что он ориентирован а) на получение удовольствия, б) на самореализацию (творчество, стремление полностью реализовать свой потенциал), в) на общественные идеалы (общественное благо, стремление принести бескорыстную пользу другим).
7. В моделях X и Y Д.Макгрегора и Z У.Оучи представлены те же три жизненные ориентации человека. При этом существенным допущением этих моделей является то, что в человеке-работнике выражены все три ориентации, и их реализация задается существующими организационными условиями, включая характерную для данной организации систему управления. При этом в современной теории и практике управления отмечается тенденция повышения значимости ориентаций работника на самореализацию и духовной ориентации.
8. Для русских более характерен коллективизм, чем индивидуализм. При этом коллективизм русских имеет больше духовную, а не дефицитарную направленность и проявляется в альтруизме, стремлении оказать помощь, в доверии и уважении.
9. Человеческие качества, выражающие основные ценности современного российского работника, представлены в двух группах – выражающие отношение к а) труду и б) людям. При этом особую значимость для российского работника имеет его включенность в трудовой коллектив с выраженными трудовыми установками.
10. Социальное самочувствие в значительной степени зависит от степени реализации жизненных ориентаций работника; особенно это влияет на удовлетворенность работой и социально-личностную активность. В этом отношении значимую роль в формировании социального самочувствия члена организации играет организационная среда.
22. Понятие о рабочей ситуации. Проектирование рабочей ситуации