Лекция 21. Социальное взаимодействия социального работника и

Клиента

1.Понятие социального взаимодействия.

2.Особенности социального взаимодействия в социальной работе

1.Категория «взаимодействие» употребляется в различных отраслях научного знания: философии, педагогике, психологии и т.д. Она отражает феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга , на другие объекты. Взаимодействие предполагает действие друг на друга как минимум двух объектов, при этом каждый из них находится во взаимном действии с другими. В самом общем виде взаимодействие рассматривают как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющих им реализовать какую-либо общую для них работу. А.Н.Лентьев отмечал, что чем выше организация «тел», тем сложнее характер взаимодействия между ними.

Для взаимодействия людей характерна активность обоих сторон. Однако мера проявления активности различна. Она может быть: инициальной (объект инициирует) или реактивной ( на объект направлена активность другого) в плане агента действия или его субъекта. Инициальная активность в свою очередь может быть :преобразующей или сохраняющей; созидающей или разрушающей. Реактивная активность (с позиции того на кого направлено воздействие) может быть: принятой или не принятой.

По инициативе взаимодействия один из субъектов действия начинает, инициирует его, другой отвечает на эту инициативу своими действиями. В зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами выделяют: взаимодействие одностороннее и двустороннее; взаимодействие длительное и временное; взаимодействие антагонистическое и солидаристское (сотрудничество); взаимодействие шаблонное и нешаблонное; интеллектуальное и чувственно-эмоциональное.

Социальное взаимодействие представляет собой многоплановую и полиморфную сферу взаимодействия субъектов различного уровня: индивидов, групп, социальных общностей. Социальное взаимодействие рассматривают и как система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которых действия одного субъекта является одновременной причиной и следствием ответных действий других субъектов.

В социальной работе социальное взаимодействие рассматривается как процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей разных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей.

Основными характеристиками социального взаимодействия выступают: активность, которая подразделяется на интеллектуальную, поведенческую, моторно- аффекторную активность (проявляется в особенностях построения модели воздействия объекта); системность, т.е. представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях; осознанность и целеполагание (определяет формы взаимодействия – сотрудничество и общение). Помимо сотрудничества, взаимодействие может проявляться и в таких формах как противоборство, противостояние, конкуренция конфликт.

Все формы и методы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента можно разделить на две группы:

· работа с проблемой клиента;

· работа с другими учреждениями, службами по поводу этой проблемы.

Технология социального взаимодействия социального работника и клиента призвана разрешить трудности клиента.

Так как социальное взаимодействие специалиста по социальной работника и клиента процесс, следовательно, он имеет свои структурные компоненты, каковыми выступают:

1) субъекты взаимодействия.

2) Задачи и цели взаимодействия, которые определяют его содержание. Цели социального взаимодействия в социальной работе: оптимизация механизмов социального функционирования клиента (группы, общности); увеличение степени самостоятельности клиента, его способности самостоятельно разрешать возникшие проблемы; создание условий, позволяющих клиенту самостоятельно проявить свои возможности. Конечная цель взаимодействия: у клиента отпадает необходимость в помощи. Неотъемлемой частью взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента является постановка социального диагноза, что предполагает сбор необходимых данных о клиенте, условиях его жизни и т.д.

3) Нормы и ценности, которые определяются нормативными актами, программными документами, а также обществом и государством. В соответствии с ними осуществляется взаимодействие. Для социальной работы они (нормы и ценности) зафиксированы в этических стандартах социальной работы; философии и принципах социальной работы.

4) Средства взаимодействия. Их условно можно разделить на вербальные ( словесные), предметные, тактильные и кинетические (жесты, мимика ). Основным средством взаимодействия в социальной работе является общение.

5) Ситуация взаимодействия, которая отражает формы в которых организуется взаимодействие ( парное, групповое, межгрупповое , массовое ); содержание по поводу которого организовано взаимодействие ( предметно-практическая ,духовно-практическая деятельность, познание); пространственная ситуация взаимодействия.

6) Управление взаимодействием. Контроль.

Профессионализм специалиста в области социальной работы определяется умением специалиста наладить целесообразное взаимодействие с клиентом. При взаимодействии социального работника и клиента происходит, с одной стороны обмен материальными и духовными ценностями, а с другой, реализуются внутренние силы клиенты.

2. Характер взаимодействия специалиста и клиента определяется: профессионализмом и нравственными качествами специалиста; возможностями системы социальной защиты, социальной службы; насколько глубоко и прочно специалист владеет различными технологиями и методами социальной работы такими как: социальная терапия, социальная коррекция, социальная реабилитация и др.; умением специалиста создать атмосферу доверия и открытости в отношениях; стремлением понять клиента, умением сочувствовать; коммуникативными навыками и умениями социального работника; эмпатическим видением специалистом проблемы клиента. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания. Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого, при этом собственную линию поведения можно строить по- своему. Обычно выделяют два вида эмпатии: интеллектуальная(люди обмениваются мыслями друг с другом и при этом встречают понимание); эмоциональную (речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами).

Эмпатия лежит в основе эмпатического слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером в процессе взаимодействия. Различают:

1) нерефлексивное слушание: активный процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. Применяется когда клиент чрезмерно эмоционально возбужден, или, напротив, неуверен в себе.

2) Рефлексивное слушание. Применяется, когда клиент чрезмерно разговорчив, или не желает разговаривать. С целью получения необходимой информации специалист предлагает клиенту ответить на вопросы.

Эффективность профессионального взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента во многом определяется ситуацией в которой происходит взаимодействие – это и оформление кабинета, и умение создать атмосферу доверия и открытости в отношениях, и психоэмоциональное состояние клиента и самого специалиста. При организации взаимодействия необходимо также учитывать и особенности клиента, на которого направлено воздействие, а также характер отношений между взаимодействующими. Содержание отношений может характеризоваться как отношения диктата, отношения нейтралитета (невнимательности), отношения конфронтации, отношения сотрудничества. Воздействие специалиста по социальной работе на клиента будет результативным, если он пользуется уважением и доверием со стороны клиента, умеет понимать по реакции как воспринимает и оценивает его действия клиент, проявляет искреннюю заинтересованность в проблеме клиента.

Особо следует отметить роль психологического контакта между участниками взаимодействия. Психологический контакт во взаимодействии - это общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Психологический контакт осознается и переживается субъектами взаимодействия как положительный подкрепляющий фактор. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное, интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. Эмоциональное сопереживание обеспечивает взаимопонимание, общность, согласованность взаимодействия. Интеллектуальное сопереживание и содействие определяет совместную интеллектуальную деятельность субъектов взаимодействия, их интеллектуальную активность по рассмотрению и решению той или иной проблемы. Внутренними условиями возникновения психологического контакта между взаимодействующими сторонами выступают проявление искренности, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность, толерантность. Психологический контакт определяет возможность естественного, не затруднительного общения.

Социальное взаимодействие специалиста и клиента должно строиться на основе учета функционально-ролевого типа общения, которое предусматривает объединение усилий клиента и социального работника, клиентов и их семей, клиента и социальной службы и др.

При организации и непосредственно осуществлении социального взаимодействия специалист в области социальной работы должен опираться на принципы: психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальности клиента; соответствие целей и задач взаимодействия содержанию проблемы клиента; оптимистического подхода к возможностям и силам клиента; опора на собственные силы клиента. Клиент должен использовать собственные возможности при решении проблемы, а специалист в области социальной работы в большей степени должен брать на себя роль посредника.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте сущность понятия «взаимодействия», «социальное взаимодействие».

2. Дайте характеристику основных компонентам социального взаимодействия как процесса.

3. От чего зависит эффективность социального взаимодействия в социальной работе.

Рекомендуемая литература

1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

2. Теория социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

Наши рекомендации