Сегментирование рынка на основе социальных критериев
Основной принцип сегментирования рынка на основе социальных критериев: принадлежность к социальному классу определяет потребительское поведение (потребности, склонности, предпочтения, искомые выгоды, стиль покупательского поведения) (рис. 4.2).
Многокритериальная модель сегментирования потребителей по социальному статусу представлена в таблице 4.5.
Таблица 4.5
Многокритериальная модель сегментирования потребителей по социальному статусу
Класс | Подкласс | Род занятий | Уровень образования | Уровень доходов | Владение собственностью | Обладание властью | Потребительское поведение |
Высший | Высший высший (элита) | ||||||
Низший высший | |||||||
Средний | Высший средний | ||||||
Средний средний | |||||||
Низший средний | |||||||
Низший | Высший низший | ||||||
Низший низший |
С продвижением по социальной лестнице характер потребительского поведения меняется. Чем выше социальный уровень потребителя, тем большую чувствительность он проявляет к:
· качеству товара;
· марке (престиж, известность, гарантии);
· характеристикам товара, удовлетворяющим специфические требования потребителя;
· элементам дифференциации товара, способным подчеркнуть его индивидуальность;
· месту покупки (престижность, удобство, безопасность);
· сервису (уровню обслуживания, сопутствующим услугам, индивидуализации обслуживания, гарантиям);
· возможности выбора систем платежа (наличные, кредитка).
Чувствительность к цене с повышением социального уровня, напротив, падает.
Средний класс обладает:
· доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи;
· работой, которая является способом самореализации;
· имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении;
· менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь.
Рассмотрим модели сегментирования потребителей по уровню доходов (табл. 4.6) и структуре расходов (табл. 4.7).
Таблица 4.6
Модель сегментирования потребителей по уровню доходов
Класс | Подкласс | Уровень доходов (определение через покупательские возможности) | Уровень доходов (количественное определение) | Потребительское поведение |
Высший | Высший высший (элита) | Деньги — это не вопрос | ||
Низший высший | Можем позволить себе практически все — в пределах разумного | |||
Средний | Высший средний | Можем позволить себе купить хорошую машину или квартиру | ||
Средний средний | Денег хватает на крупные покупки, но покупка хорошей машины или квартиры требует накоплений в течение 2—3-х лет | |||
Низший средний | Денег вполне хватает на продукты питания и одежду, крупные покупки требуют накоплений (например, бытовая техника, мебель) | |||
Низший | Высший низший | Денег хватает только на продукты питания и необходимую одежду | ||
Низший низший | Денег с трудом хватает на самое необходимое |
Таблица 4.7