Подробная характеристика каждой потребности
Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:
- ДЫШАТЬ
- ЕСТЬ
- ПИТЬ
- ВЫДЕЛЯТЬ
- ДВИГАТЬСЯ
- БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
- ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
- СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ
- ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
- БЫТЬ ЧИСТЫМ
- ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
- ОБЩАТЬСЯ
- ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
- РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ
Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫВШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.
Поскольку конечная цель работы медсестры – комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины – которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.
Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности:
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.
При нарушении потребности ДЫШАТЬу пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
· одышку,
· кашель,
· боль в грудной клетке.
В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДЫШАТЬ:
· курение;
· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.
2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.
При объективном обследовании может быть:
· изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность);
· затруднённое дыхание через нос;
· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;
· лихорадка.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) одышка;
2) кашель;
3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
4) удушье;
5) риск нарушения дыхания в связи с курением;
6) высокий риск от удушья.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости – дренажное);
3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;
5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности:
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· нарушение аппетита;
· отрыжка;
· тошнота;
· рвота;
· боли в животе.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
· погрешность в диете;
· нарушение режима питания;
· переедание;
· злоупотребление алкоголем;
· отсутствие зубов, кариозные зубы.
2. Объективное обследование:
· запах изо рта;
· наличие кариозных зубов;
· рвота во время обследования.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
2) тошнота;
3) рвота;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
6) ожирение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности:
Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследования:
ЖАЛОБЫ:
· жажда;
· сухость во рту.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
· употребление недоброкачественной воды;
· потребление недостаточного или избыточного количества воды.
2. Объективное обследование:
· сухость кожи и слизистых.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) жажда;
2) сухость во рту;
3) обезвоживание.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности:
Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· понос;
· запор;
· вздутие живота;
· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;
· отсутствие мочи;
· малое количество мочи;
· увеличенное количество мочи;
· частое болезненное мочеиспускание;
· отёки.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
· нарушение в диете;
· малоподвижный образ жизни;
· переохлаждение.
2. Объективное обследование:
· отёки явные;
· отёки скрытые;
· изменение характера стула;
· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
· изменение количества мочи;
· визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) запор;
2) понос;
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности:
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· бессонница;
· нарушение сна;
· прерывистый сон;
· сонливость;
· засыпание под утро.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬи ОТДЫХАТЬ:
· отсутствие отдыха;
· чрезмерная загруженность работой;
· отсутствие отпуска и выходных.
2. Объективное обследование:
· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);
· зевота.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) отсутствие сна;
2) нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
(например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга);
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.
Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности:
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· озноб;
· потливость;
· чувство жара;
· головная боль;
· ломота в теле, суставах;
· сухость во рту.
2. Объективное обследование:
· гиперемия лица;
· появление «гусиной кожи»;
· горячая на ощупь кожа;
· сухость кожи и слизистых;
· трещины на губах;
· изменение температуры тела
· учащение пульса и ЧДД;
· влажная кожа;
· отклонение в температурном режиме помещений.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка второй период;
2) пиретическая лихорадка первой период;
3) переохлаждение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питьё;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит приём легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности:
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· кожный зуд;
· боль и жжение в области естественных складок.
2. Объективное обследование:
· изменение кожи в области естественных складок;
· гиперемия;
· нарушение целостности;
· неприятный запах;
· неприятный запах изо рта;
· грязное бельё;
· неухоженные ногти;
· сальные волосы.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
- болью;
- слабостью;
- отсутствием конечности;
- наличием параличей;
· расстройство психической деятельности.
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
· гиподинамия;
· сидячая работа;
· постоянная езда на транспорте.
2. Объективное обследование:
· болезненность при движении;
· изменения в области суставов;
· гиперемия;
· местное повышение температуры;
· изменение конфигурации;
· пассивное положение в кровати;
· отсутствие конечности.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
4) пролежни.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;
· боль при движении;
· паралич конечностей;
· резкая слабость;
· психические расстройства.
2. Объективное обследование:
· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ;
· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;
· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высоки риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности:
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.
Например:
· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;
· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
· может ли пациент самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
· умывает,
· кормит,
· подаёт судно,
· одевает, раздевает;
2) учитывая, что главное для человека – независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.
Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:
Понятие о потребности:
Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:
· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;
· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;
· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.
2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.
3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) безразличие к состоянию своего здоровья;
2) беспокойство за состояние своего здоровья;
3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;
4) отсутствие адаптации к стрессу;
5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;
6) угроза здоровью в связи с факторами риска.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;
2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;
3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;
4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. (например: план рационального питания или режим дня для пациента);
5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:
· физическая активность;
· ежедневное распределение времени и его запас;
· планирование режима дня;
· аутотренинг, расслабление;
6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;
7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.
Потребность ОБЩАТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Человек – существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).
Виды общения:
· разговор;
· чтение;
· музыка;
· телевидение;
· радио;
· религия.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:
· родственники;
· медицинский персонал;
· соседи по палате;
· средства массовой информации;
· книги.
2. Объективное обследование:
Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ:
· нарушение слуха;
· нарушение зрения;
· нарушение движения;
· нарушение интеллекта.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) дефицит общения с семьёй;
2) недоверие медицинскому работнику;
3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;
4) стремление к самоизоляции.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.
Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:
Понятие о потребности:
В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.
Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИпациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни – это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙпациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.
Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:
1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?
2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?
3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?
4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.
5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?
6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?
7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) безразличие:
· к жизни;
· к своему здоровью;
2) необходимость духовного участия и сочувствия.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни – здоровье;
2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций, для того, чтобы она обрела духовное равновесие.
Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.
Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ. Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ, необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:
· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;
· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;
· какую социальную роль в жизни он играет;
· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:
· в работе;
· в семье;
2) принижение чувства собственного достоинства;
3) дефицит организованного досуга.
Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.
Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.
Неудовлетворённые потребности пациента – это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.
ЗАДАЧАМИ медсестры является:
- Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
- Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
- Провести планирование необходимой помощи пациенту:
- сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
- составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.
Приложение 2