Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины

Структура клинической психологии

  1. Патопсихология (древняя сумма знаний).
  2. Психосоматика.
  3. Патопсихология детского возраста. Психология аномального развития исходит из патопсихологического детского возраста.
  4. Нейропсихология: а) клиническая нейропсихология – локальные поражения мозга: травмы, гематомы, онкология. Диагностику и восстановление делают нейрохирурги; б) нейропсихология детского возраста – работают напрямую с нормой развития детей (способность детей развиваться, как помочь ему развиться); с измененной, со страдающей нормой; в) нейропсихология старчества – патологическая форма мозга, когда человек уходит из своей деятельности; г) нормы; д) нейропсихология индивидуальных различий; е) нейропсихология психологических процессов.

Деменция – распад умственной деятельности.

- нейропсихология речи;

- нейропсихология памяти;

- нейропсихология мышления;

- нейропсихология письма;

- нейропсихология счета;

- нейропсихология восприятия.

Современная КП имеет новую тенденцию в своем развитии. От естественнонаучной и нозецентрической (нозес – название болезни) картины перешли к гуманитарно-личностной центрированной парадигме (система взглядов).

Алкоголизм – это психиатрия.

Личность – это духовность, которая связывает нас с миром.

Диагностика в современной КП направлена на поиск всех сохранных, качественных, развитых психических процессов, свойств и качеств личности. Выготский: «Качественный процесс, освоенный подталкивает к развитию других процессов».


4. Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

«Патос» - страдание души, психики. Эта отрасль изучает изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или психосоматическими заболеваниями. Психическое здоровье – здоровье личности, психологическое – входит в физиологическое. Все нарушения ВНД вызываются заболеваниями мозга или тела и существенно изменяют психические процессы, состояния и свойства человека.

Основатель ПП – Б.В.Зейгарник.

Основной метод исследования в ПП – это патопсихологический эксперимент, предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов и отношения человека.

Отношения личности связаны с эмоциями (Мясищев – многие его работы по неврозам).

3 критерия оценки состояния (Зейгарник):

1. Оценка эмоционального состояния человека и эмоциональные отношения.

2. Критичность по отношению к окружающим и самокритика (оценка собственных возможностей, адекватная оценка здоровья и результатов своей деятельности).

3. Оценка продуктивности деятельности человека.

Патопсихология разрабатывает теоретические и практические знания и решает задачи.

Теоретические задачи.

  1. Исследовательская – разработка методов диагностики.
  2. Биологическая проблема – вопросы соотношения биологического и социального.
  3. Социокультурные закономерности аномального развития.
  4. Индивидуальности личности и мотивационные факторы в структуре и динамике патопсихологических синдромов.

Практические задачи.

  1. Профилактическая – превентивные методы (создание щадящей атмосферы).
  2. Коррекционная – проведение коррекционно-развивающей работы в детском возрасте и проведение психотерапевтической работы со взрослыми.
  3. Диагностическая.

Основным диагностическим методом является эксперимент. В него входят:

  1. Корректурная проба.
  2. Счет по Крепелину.
  3. Доски Сегена.
  4. Кубики Коса и т.д.
  5. Классификация предметов, 4-й лишний.
  6. Аналогии (простые, сложные, сравнение понятий).
  7. Соотношение пословиц, метафор, поговорок, крылатых выражений.
  8. Опосредованное запоминание, заучивание 10 слов, исследование долговременной и кратковременной памяти.
  9. Выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.

Наши рекомендации