Разделы клинической психологии и связанные с ними отрасли медицины
Структура клинической психологии
- Патопсихология (древняя сумма знаний).
- Психосоматика.
- Патопсихология детского возраста. Психология аномального развития исходит из патопсихологического детского возраста.
- Нейропсихология: а) клиническая нейропсихология – локальные поражения мозга: травмы, гематомы, онкология. Диагностику и восстановление делают нейрохирурги; б) нейропсихология детского возраста – работают напрямую с нормой развития детей (способность детей развиваться, как помочь ему развиться); с измененной, со страдающей нормой; в) нейропсихология старчества – патологическая форма мозга, когда человек уходит из своей деятельности; г) нормы; д) нейропсихология индивидуальных различий; е) нейропсихология психологических процессов.
Деменция – распад умственной деятельности.
- нейропсихология речи;
- нейропсихология памяти;
- нейропсихология мышления;
- нейропсихология письма;
- нейропсихология счета;
- нейропсихология восприятия.
Современная КП имеет новую тенденцию в своем развитии. От естественнонаучной и нозецентрической (нозес – название болезни) картины перешли к гуманитарно-личностной центрированной парадигме (система взглядов).
Алкоголизм – это психиатрия.
Личность – это духовность, которая связывает нас с миром.
Диагностика в современной КП направлена на поиск всех сохранных, качественных, развитых психических процессов, свойств и качеств личности. Выготский: «Качественный процесс, освоенный подталкивает к развитию других процессов».
4. Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.
«Патос» - страдание души, психики. Эта отрасль изучает изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или психосоматическими заболеваниями. Психическое здоровье – здоровье личности, психологическое – входит в физиологическое. Все нарушения ВНД вызываются заболеваниями мозга или тела и существенно изменяют психические процессы, состояния и свойства человека.
Основатель ПП – Б.В.Зейгарник.
Основной метод исследования в ПП – это патопсихологический эксперимент, предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы познавательных процессов и отношения человека.
Отношения личности связаны с эмоциями (Мясищев – многие его работы по неврозам).
3 критерия оценки состояния (Зейгарник):
1. Оценка эмоционального состояния человека и эмоциональные отношения.
2. Критичность по отношению к окружающим и самокритика (оценка собственных возможностей, адекватная оценка здоровья и результатов своей деятельности).
3. Оценка продуктивности деятельности человека.
Патопсихология разрабатывает теоретические и практические знания и решает задачи.
Теоретические задачи.
- Исследовательская – разработка методов диагностики.
- Биологическая проблема – вопросы соотношения биологического и социального.
- Социокультурные закономерности аномального развития.
- Индивидуальности личности и мотивационные факторы в структуре и динамике патопсихологических синдромов.
Практические задачи.
- Профилактическая – превентивные методы (создание щадящей атмосферы).
- Коррекционная – проведение коррекционно-развивающей работы в детском возрасте и проведение психотерапевтической работы со взрослыми.
- Диагностическая.
Основным диагностическим методом является эксперимент. В него входят:
- Корректурная проба.
- Счет по Крепелину.
- Доски Сегена.
- Кубики Коса и т.д.
- Классификация предметов, 4-й лишний.
- Аналогии (простые, сложные, сравнение понятий).
- Соотношение пословиц, метафор, поговорок, крылатых выражений.
- Опосредованное запоминание, заучивание 10 слов, исследование долговременной и кратковременной памяти.
- Выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.