Задачи и упражнения. 1. Вставьте пропущенные слова в утверждения
1. Вставьте пропущенные слова в утверждения.
· Для древних греков характерно всеобщее … природы – … .
· Согласно Платону, есть мир … и мир … . … обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в … .
· Для Аристотеля психика – это одна из … тела, его … .
· По мнению Декарта, действия организма определяются …, находящимися в головном мозге.
2. Выберите правильный вариант ответа.
· Философы средневековья... а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе; б) опирались на учения богословов; в) защищали догматы христианской религии; г) были вульгарными материалистами; д) развивали учение Платона; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
· Декартова концепция человека... а) дуалистична; б) механистична; в) отвергает идею души как сущности человека; г) опирается на идею рефлекторного характера психики; д) опирается на разум, освященный верой; е) материалистична; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Какой метод постулирует автор?
«Принципы психологии суть такие факторы сознания, из которых могут быть познаны законы того, что в нас происходит. Факты сознания, без сомнения, служат начальными пунктами всякого психологического размышления; помимо их, что могли бы мы сказать или спросить о душе?.. Факты сознания (между которыми должны находиться психологические принципы) или невольно подмечаются, или намеренно выискиваются. Можно было бы прибавить: при помощи наблюдения или нас самих или других, но известно, что обнаружения других могут объясняться только с помощью самонаблюдения; поэтому будет полезным прежде всего остановиться на самонаблюдении» (Гербарт И.Ф. Психология. – М., 2007. – С. 60-61).
4. В чем заключается позиция Р. Декарта о соотношении души и тела? Что он выделял в содержании сознания?
«Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции – душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным свойством, или атрибутом, души он считал мышление, а основным свойством тела – протяжение, или распространенность. Иначе говоря, основным инструментом познания, согласно его воззрению, является душа… В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, - порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции (энумерации, как называет ее Декарт). Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органы чувств или логические обобщения. Такой подход к проблеме познания называли рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональной интуицией. К главным врожденным идеям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, «Я» и числа» (Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007. – С. 113-114).
5. О каких противоречиях декарто-локковской концепции пишет С.Л. Рубинштейн?
«Это был кризис декарто-локковской интроспективной концепции сознания, которая в течение столетий довлела над психологией. Сводя психику к сознанию, а сознание к самосознанию, к отражению (рефлексии) психики в себе самой, эта ставшая традиционной для всей психологии декарто-локковской концепция сознания отъединила сознание человека от внешнего мира и от собственной его внешней, предметной практической деятельности. В результате деятельность человека оказалась отъединенной от сознания, противопоставленной ему, сведенной к рефлексам и реакциям. Сведенная к реакциям деятельность человека становится поведением, т.е. каким-то способом реагирования; она вообще перестает быть деятельностью, поскольку деятельность немыслима вне ее отношения к предмету, к продукту этой деятельности. Поведение – это реактивность отъединенного от мира существа, которое, реагируя под влиянием стимулов среды, самой своей деятельностью активно не включается в нее, не воздействует на действительность и не изменяет ее. Эта жизнедеятельность животного, приспособляющегося к среде, а не трудовая деятельность человека, своими продуктами преобразующая природу» (С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 70).