Психологические аспекты управления персоналом. Конфликты и методы их разрешения. Стрессы и методы сглаживания стрессовых ситуаций. Лидерство, власть
Конфликт – это столкновение сторон. Состоит из этапов: 1) складывается конфликтная ситуация, 2) инцидент (спровоцирован или случайно), 3) кризис и разрыв отношений между оппонентами.
Формы: бойкот, словесная агрессия, физической насилие.
Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтные стороны прекратить враждебные действия и, начав переговоры между собой, найти приемлемое решение.
Классификация: 1) от направленности – вертикальный, горизонтальный, 2) от степени выраженности – открытый, скрытый, потенциальный, 3) от кол-ва участников – межгрупповой, межличностный, внутриличностный, 4) от природы возникновения – национальный, межнациональный, организационный, эмоциональный.
Формы: истощение сил, снижение производительности труда, моральная травма.
Причины: подавление фактора времени, рабочие нагрузки, низкое качество управления, атмосфера незащищенности на рабочем месте.
Методы сглаживания: социальная поддержка в организации и за ее пределами, оздоровление, релаксация, компромисс, решение проблемы.
Для разрешения конфликта применяют специальную методику. Выявляют причины конфликта, определяют цели конфликтующих сторон, затем намечают сферы сближения точек зрения конфликтующих и уточняются поведенческие особенности субъектов конфликта. В период разрешения конфликта менеджеру необходимо создавать атмосферу доверия и проявления симпатии к конфликтующим сторонам.
Лидерство – влияние на других людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей (влияние должно быть полным, осуществляться на всю гру0ппу, лидер должен иметь явный приоритет во влиянии).
Власть – отношения между партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние. Отличается силой воздействия и вероятностью подчинения.
Свойства власти: социальный характер, ассиметричность, целенаправленность, вера исполнителя в способность руководителя оказывать влияние.
Компоненты власти: субъект (руководитель), объект (исполнитель) средства, основание, механизм.
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
8. Организация труда руководителя. Планирование рабочего времени. Организация и проведение совещаний. Основные правила и нормы делового общения
Руководитель принимает решения по всем важнейшим вопросам деятельности аппарата управления. Их обязанности: подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. Основная задача – обеспечить эффективный труд производственного коллектива.
Черты: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.
Планирование рабочего времени позволяет: осмыслить собственные цели и найти более эффективные способы их реализации; сконцентрироваться на важнейших вопросах с учетом сроков их решения; сформировать оптимальную структуру рабочего дня и составить его расписание.
Планирование времени, отводимого на решение проблем, осуществляется с учетом их рациональной очередности. Планом охватывается не более 60% рабочего времени, остальное – резервы на решение непредвиденных работ. Планы: долгосрочные (более 3 лет) срденесрочные (от 1 года до 3 лет), краткосрочные.
Совещание – форма организационного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. По назначению: информационные, оперативные, дискуссионные, учебные, разъяснительные, проблемные.
При подготовке: 1) тщательно определить цель и тему, 2) разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов, 3) заранее познакомить участников, 4) послать приглашения участникам, 5) выбрать помещение.
Совещание начинается и заканчивается точно в назначенный срок. Время 1,5 – 2 ч. Стержнем является основное выступление (доклад). Должно быть оснащено (бумага, часы…). В завершение – подведение итогов совещания.
Деловое общение. Стереотипы делового общения («дамы и господа»), умение дать ответ на вопрос, использование психологических приемов («удачи вам», «ни пуха, ни пера»), общение с клиентами, правила общения по телефону, деловая переписка, деловые беседы, совещания.