Процессуальные теории мотивации. К основным процессуальным теориям мотивации относят: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель Портера – Лоулера
К основным процессуальным теориям мотивации относят: теорию ожиданий, теорию справедливости и модель Портера – Лоулера. МакГрегор выделяет две основные теории управления: «X» и «Y», Теория «Z» — Оучи, Теория постановки целей Эдвина Локка,Теория подкрепления Б.Ф. Скиннера
Теория ожиданий, чаще ассоциируют с работами Виктора Врума. Данная концепция предполагает, что наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:
1. Ожидания в отношении затрат труда – результатов (З-Р). Работник должен ожидать, что усилия дадут желаемые результаты.
2. Ожидание в отношении результатов – вознаграждений (Р-В). Работник должен ожидать, что затраченные усилия повлекут желаемое вознаграждение.
3. Валентность отражает ожидаемую работником ценность вознаграждения.
Соотношение этих трех факторов мотивации работников можно выразить следующей формулой:
Мотивация = З-Р * Р-В * Валентность
Используя на практике теорию ожиданий, менеджер должен:
– Сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.
– Установить четкое соответствие между достигнутыми результатами и вознаграждением. Следует поощрять только эффективную работу.
– Сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы.
Экспериментальные исследования свидетельствуют в пользу теории ожиданий, хотя их критики отмечают необходимость большего учета особенностей, как отдельных людей, так и организаций.
Для объяснения того, как люди направляют и распределяют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Эта ситуационная теория мотивации утверждает, что люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс. Начать работать менее интенсивно или стремится повысить вознаграждение. Если наоборот, то человек менее склонен изменять свое поведение.
Менеджеру необходимо регулировать относительное вознаграждение так, чтобы работники, считая это вознаграждение справедливым, не работали менее интенсивно. Сохранение в некоторых организациях выплат сотрудникам в тайне не решает проблемы. Люди начинают подозревать несправедливость там, где её на самом деле нет.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилия, ожидания, результативность, вознаграждения и удовлетворения. Наглядное представление модели Портера – Лоулера дано на рис. 16.
|
Один из наиболее важных выводов данной модели является то, что результативный труд ведет к удовлетворению. Большинство же менеджеров считают иначе, признавая удовлетворенность работой причиной повышения ее производительности. Модель Портера – Лоулера показывает также, что мотивация не выступает в качестве простого элемента причинно-следственных связей, а является системным результатом взаимодействия таких переменных как усилия, ожидания, результативность, вознаграждения и удовлетворения.
Литература по теме 7
1. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. англ. – М.: Дело, 1992. – С. 359–388.
2. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 160 с.
3. Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. Андреевой И.В. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
ШАБ, 29.11.2005
1. Основы менеджмента - Мескон Майкл http://vuzlib.org/beta3/html/1/5688/
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ » ЛЕКЦИИhttp://webarhimed.ru/page-66.html/
3. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА http://club-energy.ru/
4. http://vernikov.ru/management/obshhij-menedzhment.html
5. Менеджмент http://bibliotekar.ru/biznes-29/index.htm
6. http://www.monographies.ru/53-2120
Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. http://www.psi-test.ru/pub/shapiro/oglav.html