Традиционная культура в современном мире
(лекция – 2 часа)
План:
1. Подходы к определению понятия «традиционная культура».
2. Компоненты традиционной культуры.
3. Традиционная культура на современном этапе.
Литература:
1. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М., Диалог культур, 2006. – 304 с.
2. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. - М.: Наука, 2005. - 805 с.
3. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. – СПб.: ИД «Петрополис», 2007. – 174 с.
4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Издательский центр «Академия»»; Высшая школа, 2000. – 304 с.
5. Сайт «Толерантность». URL: http://www.tolerance.ru (дата обращения 12.09.10).
6. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI вв. – М., ИНИОН РАН, 2006. – 176 с.
Подходы к определению понятия «традиционная культура»
Культура является одним из основных понятий курса ОМК. При этом понятие культуры применяется к конкретному народу – её творцу и носителю. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Первое является более узким и включает в себя те уникальные черты культуры, которые отличают один этнос от другого. Второе понятие более широкое, под ним подразумевается оно подразумевает всю культуру, присущую тому или иному народу, включая заимствованные у других народов элементы.
В современной культурной антропологии и этнологии выделяют два типа культур: традиционная и современная, которые вместе присутствуют в культуре каждого этноса. В общем виде их можно различить по территории их распространения. Традиционная культура присуща людям в сельской местности, индустриальная (или современная) – в городах, промышленных центрах, в местах проживания людей, затронутых урбанизацией и модернизацией. Однако, взаимодействие традиционной и индустриальной культур в современном мире значительно сложнее, чем просто соотношение города и деревни. В отдельной стране может быть несколько видов традиционной культуры, находящихся в достаточно сложном взаимодействии с единой индустриальной культурой.
Традиционная сельская культура противопоставляется городской по ряду параметров. Во-первых, это ориентация первой на природу и стремление гармонизировать отношения с ней, тогда как вторая направлена на создание новой, искусственной среды. Во-вторых, отличия лежат в пространственно-временной сфере – сельская культура направлена на сохранение места обитания в неизменности и обращение в прошлое; городская – на постоянную смену места жительства и устремление к будущему. В-третьих, стоит отметить особенности технико-организационной сферы – области организации ежедневного труда.
Прежде чем перейти к понятию «традиционная культура», необходимо обратиться к содержанию понятия «традиция». Не существует единого мнения по этому поводу, но можно выделить четыре основных подхода:
1. Бытовой, согласно которому традиция – это нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность, заслуживающее уважения и сохранения.
2. Этнографический, в рамках которого синонимами понятия «традиция» являются «народная» и «фольклорная». Традиция рассматривается как знаковая система, возникшая в дописьменную эпоху.
3. Философский подход характеризует традицию как явление социальной коммуникации, определённую форму общения людей.
4. Социологический подход определяет традицию как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором их поддержание обосновывается, узаконивается фактом существования в прошлом.
Можно выделить несколько подходов к определению того, что же такое «традиционная культура», которые вытекают из различного понимания традиции:
1. Философско-социологический подход предполагает выделение двух её аспектов – субстанционального (это те элементы социокультурного опыта, которые транслируются) и функционального (учитывающего, каким способом взаимодействия людей осуществляется эта передача внутри между поколениями). Традиционная культура функционирует ради воспроизводства в рамках современной культуры тех элементов, которые прошли испытание временем и опытом ради сохранения единого культурного пространства.
2. Социологический подход исходит из того, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определённой картины мира. В рамках одной культуры существует множество субкультур, каждая из которых создаёт свою картину мира, в первую очередь за счёт искусства. При этом современность в рамках традиционной культуры оценивается через призму прошлого, что делает получившуюся картину мира ретроспективной.
3. Социогуманитарный подход выделяет в традиционной культуре два блока, включающие «нормы-ценности-смыслы-символы», воплощённые в культурных текстах разной знаковой природы и формы их функционирования и передачи в обществе. Наиболее существенные составляющие традиционной культуры в рамках этого подхода: культурный текст в широком смысле; социальный носитель – субъект культуры; социальные механизмы передачи культуры; социальные функции культуры в обществе. В рамках этого подхода очень часто синонимом традиционной культуры выступает понятие «народная культура».
Формы бытия традиционной культуры отличаются в различных регионах земного шара, но наиболее значительная её черта – сохранение традиций, консерватизм в противовес бесконечной технологической модернизации – является всеобщей.
Общество без традиции не существует, иллюзию бестрадиционности создаёт ускоренный темп развития современного человечества. В условиях урбанизации и понижения роли старшего поколения в передаче культуры эта иллюзия всё больше упрочняется. Однако правильнее говорить не об исчезновении традиции, а об изменении формы её передачи и функционирования. О сохранении традиции свидетельствует постоянный интерес к стилю ретро, регулярное обращение к опыту предыдущих поколений в риторике и действиях.