Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения

Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Автоматизм —непроизвольное или неосознанное действие.

Ведущая деятельность —та, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Кривая упражнений — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.

Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Производство общего.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства. (Таблица 6.1)

       
    Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru
  Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru
 

       
    Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru
 
  Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru

Экстериоризация— переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив.Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по разному относятся к своей деятельности.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологическиефункции.

Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: перваяособенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойства предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить.Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторныеи т. д.

Умственные действия— разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную,посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую,которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную,при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную(от image — образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи — ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др.

Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа — своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции,имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки.

Умения— это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык— это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

(Таблица 6.2)

Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru

Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением.

(Таблица 6.3)

Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ (Таблица 6.4)

Основные психологические понятия по теме. Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения - student2.ru

Наши рекомендации