Компоненты структуры личности
Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы | Социальный уровень, биологического почти нет |
Подструктура опыта | Умения,знания,навыки,привычки | Социально-биологи-ческий уровень зна-чительно больше со-циального |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов ( мышления, памяти, восприятия, ощущения, вни-мания); Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень Биологического больше, чем со-циального |
Подструктура биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства. | Биологический уровень, социальный практически отсутствует |
1.2.Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и деятельность.
Память — это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыденных знании.
Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности.
В широком смысле деятельность — это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта.
Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения.
Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества.
В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь — сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека.
Личность — индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра —
«я».
Таким образом, личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Существует множество классификаций личности и теорий её структуры. Основными составляющими личности являются ХАРАКТЕР и ТЕМПЕРАМЕНТ.
Характер.
Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он — процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность». Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство — это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я».
Характер - (греч. character – черта, признак, примета, особенность) — достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.
Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Одним из ведущих показателей характера выступает
Воля (лат. vоluntas – воля) — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.
В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.
Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)
2. В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).
3. В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)
4. В отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
5. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.
Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.
Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.
1.4.Темперамент
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанное с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.
Гиппократ(460–377 гг. до н.э.), древнегреческий врач, предложил типологию темпераментов, основанную на постулировании того, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как:
— сангвиник,
— холерик,
— флегматик,
— меланхолик.
Сангвингвиник
Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабли-вается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, вы -разительность, иногда поверхностность, непос-тоянство. Способны мгновенно принимать решения в экстремальных ситуациях. В конфетно - букетный период ориентированы в первую очередь на себя, не способны на траты во имя романтики, между рестораном и пельменной выберут вторую. Не имеют душевных и родственных привязанностей, в семье эгоистичны и не могут хранить верность. Климат семьи либо «командировачный» либо «коммунальный» При скандале раскрывшейся измены легко покидают её и тут же заводят новую. Склонны к насилию в семье. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма
Холерик.
Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. В период ухаживаней фейерический романтик. Может завоевать королеву. В семье нарущает обет верности, но тайно, покидает семью ради новых увлечений крайне редко. Климат в семье крикливый, театральный, скоротечные скандалы и сладостное примирение. При уличении в измене найдёт способ загладить свою вину и сохранить брак.Быстро устают и впадают в апатию. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Флегматик
Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, но очень глубокими внутренними. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. В период ухаживаний очень практичен, всё с пользой дела и заботой, что часто раздражает партнёра. Незаменимый семьянин. Изменяет крайне редко и мучается этой изменой всю жизнь. Развод для него невозможен, а если случился, то повторный брак встречается нечасто. Климат в семье спокойный, радостный, предсказуемый. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Меланхолик
Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. В период ухаживаний либо полёт от любви либо пропасть, середины не бывает. В семье исполняет роль ребёнка или непризнанного гения. Изменяет редко, по очень большой привязанности, не может самостоятельно порвать с прежней семьёй, но и не имеет сил бросить новую. Климат семьи как правило тревожный, капризный, неустойчивый. Очень часто меланхолик имеет одновременно две семьи, потеря любой из них переживает как личную трагедию. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.