Компоненты структуры религии

¨ группы верующих;
¨ символическая система(система действий по отношению к тому, что считается священным),
¨ особая системаверований(вероучения, мифы),
¨ ритуальная и культовая практика;
¨ этос(система норм и ценностей группы),
¨ мировоззрение(совокупность религиозных догматов),
¨ религиозные организации и институты(церковь, религиозные общины, секты и т.п.).

Теорию религиозных групппредложили Ч.Глок, Р.Старк, где в качестве необходимого условия возникновения новых религиозных обществ они рассматривали депривацию.

Под ДЕПРИВАЦИЕЙ понимают любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами или группами, или с определенным набором стандартов.

Можно выделить пять типов депривации:

1. Экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.
2. Социальная депривация объясняет склонность общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше других, выражая эту оценку в престиже, власти, высоком статусе в обществе и возможности участия в социальной жизни.
3. Этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.
4. Организмическая депривациясвязана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека: физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.
5. Психическая депривация возникает из-за образования у индивида/группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.

СИМВОЛ - это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий одинаковую реакцию у большой группы людей.

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия.

Различают верования:

¨ примитивные, разделяемые большинством и не требующие обоснования и доказательств
¨ примитивные, разделяемые меньшинством и не требующие обоснования и доказательств
¨ авторитарные верования, принимаемые личностью в силу подчинения группе;
¨ требующие своего обоснования в виде ссылок на авторитетные источники, священные писания и пр.;
¨ частные верования, обусловленные вкусами и индивидуальными предпочтениями.

Характерная особенность религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в др. сферах человеческой деятельности, - преобладание в них эмоционально-аффективных моментов.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа (ритуальная практика), содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа.

К культовым действиям относятся

Ø религиозные обряды и церемонии,

Ø проповеди,

Ø молитвы,

Ø богослуженияи т.п.

Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются.

Различают два основных вида культовых действий:

Магическое (колдовское) и

Умилостивительный культ.

ЭТОС - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные “образцы” социального поведения и социального взаимодействия.

Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций.

Этические ценности религии сформулированы в Священном Писании и восходят к опыту основателей религий. Священные писания предполагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию.

Донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний позволяет

РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ - система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта.

Наиболее крупные и авторитетныерелигиозные традиции современного мира- мировые религии –

Ø буддизм,

Ø иудаизм,

Ø христианство - православие и католицизм,

Ø ислам,

Ø индуизм,имеют тысячелетнюю историю.

Общей чертой религий является наличие

ТЕОДИЦЕИ - эмоционально удовлетворяющие объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти.

Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации. Среди основных типов религиозных организаций выделяют

¨ церковь,

¨ деноминацию,

¨ секту

¨ культ.

Основной формой современной религиозной организации выступает ЦЕРКОВЬ.

ЦЕРКОВЬ Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как напр., православная или католическая церковь.)

В церковной организации выделяют две основные социальные группы, где распределяются роли, власть и авторитет:

1) клир - служители церкви, священники

2) миряне - рядовые члены церкви.

Священнослужители представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др., т.е. появляется ИЕРАРХИЯ.


Напр., в ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ существуют три уровня: епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные - к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства.
  Белое духовенство Черное духовенство
Епископство Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ
Священство Протопресвитер Протоиерей Иерей Архимандрит Игумен Иеромонах
Диаконство Протодиакон Диакон Архидиакон Иеродиакон
ЦЕРКОВЬ – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризуемая концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы масс людей на всех социальных уровнях и находящаяся в определенных отношениях с светской властью.

Наряду с церковью существует еще особая форма религиозной организации - СЕКТА.

Различия между церковью и сектой проанализировал нем. М.Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций:

1) отношение к “миру” Если религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, то речь идет о церкви. В противном случае – при противопоставлении себя “миру”, осуждении его норм и ценностей как “ложных”, подчеркивании своей избранности и специфичности, можно говорить о секте.
2) критерий членства Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Нравы здесь суровы, любое их нарушение жестоко карается.
3) организационная структура В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме основателя, вере в его необыкновенные качества.
СЕКТА- это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви и миру, порой граничащую с политическим экстремизмом.

Наряду с церковью и сектой некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - ДЕНОМИНАЦИЮ.

Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью.

Не противопоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.

Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.

Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.

КУЛЬТ- это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой.

Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто с его смертью культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом.

Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свои объект на двух уровнях –

теоретическом и

эмпирическом.

На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.
На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследования становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают

¨ религиозность, ее уровень,

¨ степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания,

¨ религиозное поведение,

¨ религиозная группа (община, объединение верующих).


ПодРЕЛИГИОЗНОСТЬЮпонимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему» (Д.М.Угринович, 1974), их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний
Под УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИпринято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных.
Понятие СТЕПЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная / слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное/эпизодическое посещений богослужений и т.п.)

С социологической т.зр. могут быть выделены следующие ВИДЫ РЕЛИГИЙ

¨ простая вера в сверхъестественное,

¨ анимизм,

¨ теизм,

¨ абстрактный идеал.

¨ Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил,оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.
¨ Анимистический тип религии признает существование духов в мире, души в каждой вещи. Эти духи не боги - им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам.
¨ В основетеистических религийлежит вера в богов как разумных существ, управляющих миром. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм - вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий - иудаизма, христианства и магометанства.
¨ Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении.

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ

пять этапов в развитии религии (Р.Беллом)

¨ На 1 этапе, ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ, существуют только две символические формы - ритуал и миф. ¨ Мирское и священное мыслятся как два взаимосвязанных способа мироздания. Религиозная организация как специфическая разновидность организации отсутствует. Верования и обряды существуют в пределах рода, клана, семьи. Первым религиозным институтом, возникающим в этот период, является шаманство, роль которого сводится к выполнению необходимых ритуальных услуг.
¨ 2 этап, АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ,характеризуется появлением ранних форм религиозной организации, прежде всего культа. На этом этапе мифы и ритуалы систематизируются, а их толкование и исполнение закрепляются за определенными ролями. Пример - роль жреца, требующая определенных знаний и навыков, обретаемых в результате специальной подготовки.

¨ 3этапИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ - характеризуется окончательным разделением сакрального и мирского. В этот период происходит становление основных религий - иудаизма, буддизма, индуизма, конфуцианства, христианства и ислама. Окончательно оформляются религиозные догматы. Возникает и укрепляется институт церкви. Историческим религиям присущи: • идея единого бога; • отсутствие ориентации на конкретную группу (универсализм); • стремление индивида к спасению, которое мыслится как бегство от мира; • отделение религиозной организации от других форм соц. организации.
¨ 4 этапРАННЕ-СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ – отличается сдвигом ориентации к посюстороннему миру. Спасение уже мыслится не как бегство от мирской суеты, а как определенная модель поведения в миру. Система верований этого периода переформулируется т.о., что она не препятствует, а способствует социальным изменениям.
¨ 5 этап - СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ- период смены носителя веры. ¨ Им становится не церковь, а личность, несущая ответственность за свои действия и самостоятельно решающая вопросы смысла жизни. Преодолевая неприятие мира, религия стремится разрешить противоречие между посюсторонним и потусторонним мирами. Главной функцией религии становится развитие культуры и индивидуальных ценностей


РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Термин «фундаментализм»вошел в употребление в 1920-х гг., возникнув применительно к протестантским сектам, противостоящим «модернизму» в христианстве. Позднее начался подъем фундаменталистских в исламских странах, сопровождаемый зарождением подобных течений во всех мировых религиях.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ сложился как течение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии.


СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

ПодСЕКУЛЯРИЗАЦИЕЙпонимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Т.е. процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных.

Термин секуляризациявпервые был использован в 1646 г. фран. посланником Лонгвилем на переговорах о заключении Вестфальского мира и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений.

Секуляризация церковного имущества очень широко практиковалась европейскими монархами в XVII-XVIII вв., в России, напр., Петром I и Екатериной II. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан в начале Великой Французской революции, когда по предложению гражданина Талейрана Национальное собрание 2.11.1789 г. приняло решение: «Все церковное имущество находится в распоряжении нации». Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей.

В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контроля. В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Теология перестала считаться «царицей наук». Мировоззрение стало допускать не только религиозное объяснение мира. В общественном сознании во многом уменьшилось влияние религии как «путеводителя» человека при решении жизненно важных для него проблем.


Объективная сторона секуляризациисвязана с процессом индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Современные СМИ и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры.

Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону,связанную с секуляризацией сознания.Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к относительности некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму, вследствие чего возникает «кризис доверия» к религии. Все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов, но в то же время растет количество различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора.

Тенденция к секуляризации в свою очередь порождает

ЭКУМЕНИЗМ - движение за объединение различных церквей и религий в противовес секуляризму и атеизму.

Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений,которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название "разволшебствения" мира.

Принципиальной чертой современного общественного развития России является возрождение и распространение религиозного сознания.

Современная религиозная ситуация характеризуется,

во-1-х, тем, что высвободившиеся из-под влияния и произвола все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести.
Во-2-х, среди населения возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения.
В-3-х, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов.
И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и др. явлений, граничащих с шарлатанством. В этом смысле общество повторяет уже знакомые в истории периоды Смутного времени.

Принципиальное значение здесь имеют два измерения социальных взаимодействий:

а) отношение религии и государства и

б) религиозных конфессий между собой.

Конституция РФ определяет Россию как светское государство. Никакая религия может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства равны перед законом.

Необходимо отметить, что в двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована.

во-1-х, путем подчинения религии государству, превращения её в зависимый придаток государства, т.к. потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией сакральности;
во-2-х, путем поглощения религией государства, обретения религией официального государственного статуса в качестве единой и обязательной формы верования, т.к. потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований.

Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести - ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохраняется светский характер государства; создается морально-нравственный, духовный базис общественного развития.

Наши рекомендации