Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы и обмена веществ
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО | |
1. Изменение формы шеи 2. Раздражительность 3. Потливость 4. Изменение массы тела 5. Сердцебиение (тахикардия) | 6. Жажда 7. Кожный зуд 8. Полиурия 9. Слабость |
АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ | |
1. Факторы риска 2. Причины 3. Начало 4. Динамика | 5. Данные проводившегося обследования 6. Проводившееся лечение 7. Осложнения |
АНАМНЕЗ ЖИЗНИ | ||||
1. Наследственность 2. Перенесенные заболевания 3. Характер питания 4. Вредные привычки 5. Профессия | 6. Травмы черепа 7. Профессиональные вредности 8. Условия быта, труда 9. Нервно-психические стрессы | |||
ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО | ||||
Осмотр | Пальпация | |||
1. «Глазные» симптомы 2. Ожирение 3. Истощение 4. Увеличение щитовидной железы | 5. Фурункулёз. 6. Пигментация кожи. 7. Изменение волос, ногтей, языка. 8. Тремор рук. | 1. Состояние кожных покровов. 2. Щитовидная железа. 3. Пульс (тахикардия, брадикардия). | ||
ЛАБОРАТОРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | ||||
ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА | ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА | |||
1. Сканирование. 2. Ультразвуковое исследование. 3. Уровень гормонов в крови. 4. Основной обмен. 5. Уровень белково-связанного йода в крови | 1. Уровень сахара в крови натощак. 2. Сахарный «профиль» крови. 3. Суточная глюкозурия. 4. Ацетонурия. 5. Щелочной резерв крови. | |||
8.2 Сахарный диабет
Определение: это заболевание поджелудочной железы, при котором нарушается выработка инсулина β-клетками островков Лангерганса, что ведет к нарушению обмена веществ, преимущественно углеводного.
Этиология:
1. наследственная неполноценность β-клеток островков Лангерганса;
2. ожирение;
3. стресс;
4. панкреатит;
5. вирусное аутоиммунное поражение β-клеток поджелудочной железы;
6. болезнь Иценко-Кушинга;
7. акромегалия;
8. феохромоцитома.
Патогенез:
1. дефицит инсулина;
2. избыток глюкагона;
3. снижение синтеза белка;
4. уменьшение проникновения в клетку аминокислот;
5. увеличение гликогенолиза – протеолиза;
6. гипергликемия;
7. глюкозурия;
8. кетоацидоз.
Клиника:
1. жажда;
2. снижение массы;
3. обезвоживание;
4. микроангиопатия;
5. нейропатия;
6. глюкозурия;
7. полиурия;
8. слабость;
9. макроангиопатия.
Дифференциальный диагноз:
1. несахарный диабет;
2. заболевания почек с ХПН;
3. болезнь Иценко-Кушинга;
4. акромегалия;
5. феохромоцитома;
6. панкреатит.
Лечение:
1. диета;
2. инсулинотерапия;
3. сахароснижающие средства:
а) бигуаниды,
б) препараты сульфанил мочевины;
4. симптоматические средства.
Стандарты сестринской деятельности при сахарном диабете.
I. Возможные нарушения потребностей.
1) Физиологические потребности:
- Есть (стоматит, ограничения в диете).
- Пить (жажда, дефицит жидкости).
- Дышать (кетоацидотическая кома).
- Выделять (поражение почек).
- Половые влечения (импотенция).
- Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи).
- Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация).
- Одеваться, раздеваться (кома).
- Поддерживать температуру (инфекционные осложнения).
- Спать, отдыхать (декомпенсация).
- Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения).
2) Психо-социальные:
- Общаться (госпитализация, нарушение зрения и т.д.).
- Достижение успеха, гармонии.
- Иметь жизненные ценности (депрессия, страх, отсутствие адаптации к болезни из-за тяжести заболевания и развития осложнений).
- Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).
II. Возможные проблемы пациента.
1) Физиологические:
- Жажда.
- Полиурия.
- Зуд кожи.
- Нарушение трофики кожи.
- Нарушение зрения.
- Слабость.
- Снижение веса.
- Избыточность массы тела.
- Нарушение водного баланса.
- Поражение двигательной активности.
2) Психологические:
- Отсутствие адаптации к болезни.
- Страх потери зрения.
- Страх потери ребёнка.
- Беспокойство.
- Депрессия.
- Дефицит знания о болезни.
- Неадекватное отношение к болезни.
- Дефицит самоконтроля.
- Изменение характера питания.
- Необходимость постоянных инъекций.
- Снижение работоспособности.
- Дефицит общения.
- Изменение семейного процесса.
3) Социальные:
- Утрата социальных, производственных связей.
- Утрата трудоспособности.
- Изоляция во время госпитализации.
- Трудности в самообеспечении (средство самоконтроля, медикаменты, продукты).
- Отсутствие самореализации.
- Отсутствие жизненных ценностей.
4) Духовные:
- Дефицит духовного участия (гармонии, успеха).
5) Потенциальные проблемы:
- Риск потери сознания в связи с гипергликемией.
- Риск гипогликемии.
- Риск потери зрения.
- Риск развития липодистрофий.
- Риск нарушения трофики кожи.
- Риск развития инфекционных осложнений.
Проблема пациента: Жажда
Цели: Краткосрочная: У пациента не будет жажды через неделю.
Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о причинах возникновения жажды и способах борьбы с ней
План сестринского вмешательства:
1. Медсестра разъяснит пациенту сущность и причины данного явления.
2. Медсестра объяснит пациенту необходимость контроля выпитой и выделенной жидкости.
3. Медсестра предупредит пациента и объяснит ему, как правильно подготовиться к исследованию крови на сахар.
4. Медсестра будет по назначению врача проводить контроль сахара мочи.
5. При необходимости медсестра будет выполнять назначения врача – введение инсулина или дачу сульфаниламидных препаратов сахароснижающего действия.
Проблема пациента: Полиурия.
Цели: Краткосрочная: У пациента количество мочи уменьшится через неделю от начала лечения.
Долгосрочная: К моменту выписки диурез нормализуется.
План сестринского вмешательства:
1. Медсестра объяснит причину и сущность данного явления пациенту.
2. Медсестра будет контролировать суточный диурез с регистрацией в температурном листе.
3. Медсестра проведёт беседу о питании при сахарном диабете.
4. Медсестра по назначению врача будет контролировать сахар мочи из суточного количества.
5. Медсестра по назначению врача будет вводить инсулин.
Проблема: Высокий риск потери сознания в связи с гипергликемией.
Цель вмешательства: Пациент будет знать о причинах развития гипергликемии.
План сестринского вмешательства:
1. Медсестра будет наблюдать за состоянием дыхания, кожи, глазными яблоками.
2. Медсестра обучит пациента методам самоконтроля.
3. Медсестра расскажет пациенту о необходимости соблюдения диеты.
4. Медсестра обучит пациента и родственников введению инсулина.
5. Медсестра будет по назначению врача вводить инсулин.
6. Медсестра проведёт беседу с родственниками о важности регулярного введения инсулина.
Проблема: Тревога по поводу ухудшения зрения.
Цель вмешательства: Пациент продемонстрирует знания о причинах ухудшения зрения.
План сестринского вмешательства:
1. Медсестра постарается успокоить пациента.
2. Медсестра проведёт беседу с пациентом о причинах данного осложнения.
3. Медсестра обеспечит пациента достаточной информацией и включит в процесс сотрудничества.
4. Медсестра по назначению врача отправит пациента к окулисту.
5. Медсестра познакомит пациента с человеком, больным сахарным диабетом, адаптированным к своему заболеванию.
6. Медсестра побеседует с членами семьи пациента о необходимости психологической поддержки и оказания помощи при снижении зрения.
8.3 Гипотиреоз
Этиология:
1. врожденные нарушения функции железы;
2. аутоиммунный процесс;
3. воспаление;
4. струмэктомия;
5. рентгеновское облучение, введение радиоактивного йода;
6. опухоли щитовидной железы;
7. передозировка тиреостатических средств;
8. недостаток йода в организме.
Патогенез:
1. нарушение метаболизма;
2. нарушение функции сердечно-сосудистой, нервной и других систем.
Клиника:
1. нервно-психические расстройства;
2. нарушения функции сердечно-сосудистой системы;
3. кожно-трофические нарушения;
4. эндокринные и метаболические нарушения.
Дифференциальный диагноз:
1. гломерулонефрит;
2. аллергические отеки;
3. атеросклероз;
4. анемия.
Лечение:
1. Этиологическое.
2. Патогенетическое.
3. Заместительное гормональное.
4. Симптоматическое.
Стандарты сестринской деятельности при гипотиреозе.
I. Возможные нарушения потребностей.
1) Физиологические потребности:
-Выделять (запоры).
-Есть, пить (отёк языка, гортани), дышать (нарушение носового дыхания).
-Половые влечения (импотенция).
-Быть чистым (сухость, шелушение кожи).
-Поддерживать состояние (кома, психоз).
-Одеваться, раздеваться (медлительность, тугодумие).
-Поддерживать температуру (гипотермия).
-Двигаться (заторможенность, сонливость).
2) Психосоциальные:
- Общаться (безразличие, тугодумие, медлительность, изменение тембра голоса).
- Иметь жизненные ценности (утеря интереса к жизни, к работе, к семье).
- Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, инвалидизация, изменение образа жизни).